Здоровьесберегающее пространство детского сада

09 Мар 2018, Автор: admin

К сожалению, на сегодняшний день у 54% детей дошкольного возраста  наблюдаются какие-либо нарушения физической, психической и соматической сфер (по сведениям Российской академии медицинских наук). Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в гармоничном физическом развитии, в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к себе, к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования  образовательной области «Физическое развитие» с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В связи с этим предъявляются всё новые требования к здоровью – состоянию полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствию болезней и физических дефектов.

В нашем городе сложная экологическая обстановка, поэтому одним из важных условий для реализации педагогической работы с дошкольниками в данном направлении является формирование в детском саду здоровьесберегающего пространства на территории учреждения (посадка деревьев и кустарников в целях защиты от шума и загрязнений. При этом партерную посадку растений планируют таким образом, чтобы растения не затрудняли проветриваемость и инсоляцию игровых площадок. На территории высаживают растения, выделяющие природные фитонциды: черёмуха, можжевельник, туя, сосна, ель). На каждом участке обязательны зелёные насаждения. На территории имеется физкультурная площадка (баскетбольный щит, гимнастическая стенка, дуги, яма с песком, беговая дорожка, щит для развития меткости, сетка для волейбола). На участках  имеется физкультурное оборудование, используется выносной физкультурный  инвентарь  для занятий  и подвижных игр. В помещении детского сада находится физкультурный зал  с необходимым оборудованием для формирования основных движений и профилактики отклонений в физическом развитии детей с  раннего возраста.

С ранних лет формированию представлений, а впоследствии и навыка детей о здоровье, физическом развитии и ЗОЖ способствует создание предметно-пространственной среды  в группах. Для  детей создано особое пространство со специальными условиями, в котором дети смогли бы реализовать свою потребность в движении. Спортивные уголки оборудованы в соответствии с возрастом детей. В них присутствует как стандартное оборудование, так и не стандартное (изготовленное из бросового материала, с использованием природного материала и другие). Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки. Имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия.

Одним из основных компонентов здорового начала — покой и движение — должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения.

В уголках ЗОЖ находятся детские книжки, раскраски, дидактические игры по теме, альбомы с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических  и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и другие.

Для охраны и укрепления здоровья ребёнка особое внимание уделяется соблюдению рационального  общего режима дня, обеспечению достаточного и разнообразного двигательного режима.  Велика роль питания, когда у ребёнка происходит интенсивный процесс роста, развивается моторная деятельность.

Особое внимание уделяется оздоровительным мероприятиям, медицинскому и педагогическому контролю за развитием и здоровьем каждого ребёнка. Проводится углубленное изучение здоровья каждого поступающего в  детский сад ребёнка, индивидуальные беседы с родителями. На основе данной информации  составляются паспорта здоровья групп, разрабатываются индивидуальные маршруты здоровья, комплексные физкультурно-оздоровительные планы работы по группам на зимний и летний периоды, в которых указывается профилактическая и коррекционная работа.

Главная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ — это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Введение нетрадиционных форм оздоровления во все занятия позволяет увеличить плотность занятий и работоспособность дошкольников. К тому же, используя каждый раз что-то новое (музыку, движение, текст), мы не только повышаем заинтересованность детей, но и развиваем их познавательные способности.

Регулярное применение нетрадиционных форм оздоровления развивает у детей творческие способности. А использование психогимнастики, хатха-йога, веселого тренинга, танцетерапии помогает снять эмоциональное напряжение и повысить работоспособность воспитанников на занятии.

Дети с удовольствием играют в подвижные игры, где обыгрывают фрагменты сказок, придумывают героям разные спортивные упражнения. Очень нравятся детям речевые и пальчиковые игры, где они не только проговаривают текст, но и обыгрывают сюжет, закрепляют силу голоса. 

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. При проведении занятий используем как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Очень важно, что параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья.  Адаптированный валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому  огромное внимание уделяем внедрению технологии «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, проводятся совместные мероприятия «Папа, мама, я — спортивная семья, «Растим здоровячков», «Осенний марафон» и другие.  Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках.

Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста. Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой большинство детей обладает достаточным запасом движений, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для формирования опорно-двигательного аппарата.

Коррекционно-оздоровительная работа (корригирующая гимнастика для рук, ног, позвоночника, точечный массаж, элементы упражнений йоги) предупреждает искривление позвоночника, развитие уплощённой стопы, сердечно-сосудистые и простудные заболевания.

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей нашего дошкольного учреждения.

Литература

  1. Байкова Г.Ю. Физическое развитие. Реализация образовательной области. ФГОС ДО : практика реализации. Издательство «Учитель»,2015.
  2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, -М.: Академия, 2006.
  3. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет, — М., 2003.
  4. Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Физическое воспитание и развитие дошкольников, — М.: Академия, 2007.
  5. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: основные виды, сценарии занятий. 5 за знание,2005.
  6.  Кузнецова Л. В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников. ООО «ТЦ Сфера»,2003. 

Сапунова Вера Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Светлячок» г. Медногорска»