Модель управления воспитательной системой в школе в условиях внедрения ФГОС ОО

11 Ноя 2016, Автор: admin

В основу создания воспитательной системы как модели закладывается теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. В качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие активной, творческой личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества.

Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена факторами:

1. Интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, технологического, оценочно-результативного);

2. Позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность;

3. Позволяет экономить время и силы субъектов деятельности. При построении системы следует уделять особое внимание формированию традиций (то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений), они придают устойчивость системе. Повышают её жизнеспособность;

4. Специально моделируются условия для самореализации и самоутверждения личности, что способствует саморазвитию, творческому самовыражению, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Воспитательная система создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности: педагогов, учащихся, родителей, социальных партнёров и имеет сложную структуру, которая включает компоненты:

1. Цели, выраженные в исходной концепции, т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается;

2. Деятельность, обеспечивающая её реализацию;

3. Субъект деятельности, её организующий и в ней участвующий;

4. Рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

5. Среда системы, освоенная субъектом;

6. Управление, обеспечивающие интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.

реализуется в четырёх взаимосвязанных компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые, в свою очередь, влияют на её сущность и содержание.

С опорой на теоретические положения, выстраивается модель управления развитием воспитательной системы школы.

В качестве нормативной основы целесообразно выбирать системно-целевой подход, достаточно целостно представляющий инновационную деятельность в школе, обладающий целым рядом преимуществ: высоким уровнем обобщенности, выражающейся в отсутствии жесткой связи с какой-либо одной педагогической системой; возможностью определять четкие требования к результатам и способам выполнения всех основных этапов инновационной деятельности; выявлять проблемы образовательного учреждения, искать и оценивать возможности их решения; планировать изменения и их осуществление.

При построении модели решаются задачи определения состава действий, которые должны реализоваться при управлении развитием воспитательной деятельности школы; выбора методов и средств реализации этих действий; определения состава органов управления, которые будут реализовывать эти действия и их взаимоотношений; определения структуры действий при реализации каждого управленческого действия; распределения полномочий и ответственности за их выполнение; определения ответственности за руководство и контроль выполнения управленческих действий.

Для решения обозначенных задач выбирается подход к управлению развитием, определяющий структуру и организационные механизмы управления, технологиями которого выступают:

— партисипативностъ (субъектом управления внедрением новшеств выступают, в том числе, педагогический коллектив, общественность, социальные партнеры);

— целевой характер (объектом управления выступают заранее определенные результаты внедрения новшеств, а не только действия по их получению);

— системность (ориентация управления на реализацию всей совокупности изменений в воспитательной деятельности школы как целостного комплекса, а не на отдельные новшества);

— прогностичность (опережающий подход, а не реагирование системы управления на проблемные ситуации).

В основу модели положено представление о тесной взаимосвязи трех процессов, непрерывно протекающих в школе: учебно-воспитательного, инновационного и процесса управления, объединенных общими целями и единым пространством образовательного учреждения и образующих три относительно самостоятельных подсистемы.

С позиций системного подхода основными элементами школьной системы воспитания можно считать: цели и результаты воспитания, сам процесс и условия его реализации. Развитие воспитательной системы предполагает согласованные нововведения в каждом из перечисленных структурных элементов системы.

Мы исходим из того, что общей целевой функцией воспитания является успешная социализация школьников, позволяющая воспроизводить и поддерживать базовые социальные ценности, культурные нормы и традиции своего общества.

Соответственно, результатом школьного воспитания можно считать присвоение ребенком определенной совокупности социальных ценностей.

Опираясь на классификацию, предложенную Д.В. Григорьевым, в работе принимается трехуровневая шкала оценки результатов воспитания в школе: нижний уровень – приобретение социального знания, средний – наличие опыта переживания и позитивного отношения к ценностям социума, высший уровень – опыт самостоятельного социального действия.

Поскольку каждую социально значимую ценность можно сформировать в разных видах деятельности, очевидно, что необходимо создание воспитательного пространства и организация разнообразной воспитывающей деятельности для приобретения социального опыта.

Общими целями развития воспитательной системы школы должны стать:

— максимизация социально значимых ценностей, принимаемых в качестве целевых ориентиров воспитания школьников и соответствующих социальному заказу, официальным нормативным документам;

— достижение самого высокого (третьего) уровня по максимальному числу направлений воспитания (а они соответствуют социальным ценностям – гражданское, патриотическое, экологическое, поликультурное и др.);

— обеспечение максимального разнообразия видов деятельности и максимального выбора для ребенка. Отсюда необходимость расширения образовательного пространства, особенно для выхода на третий уровень воспитания.

Источниками требований к результату воспитания, являются не только ФГОС, Концепция духовно-нравственного воспитания и иные федеральные нормативные акты, но и социальный заказ, предъявляемый родителями учащихся и социумом к воспитательной работе и ее результатам, а также образовательная программа школы и Программа развития школы, содержащие отдельный раздел по воспитанию школьников, где отражается его взаимодействие с другими подсистемами школы, учитывающий специфику контингента учащихся и возможности школьного и внешнего социокультурного пространства. Раздел «воспитательная система» содержит основные требования к воспитанию, технологию осуществления воспитывающей деятельности; системобразующий вид деятельности, позволяющий добиться результата воспитания.

В концентрированном виде цели воспитания обычно воплощаются в модели выпускника (или эталонном портрете выпускника), которую разрабатывает каждая школа. Эталонный портрет выпускника в школе формируется, при участии учителей, воспитателей, родительской общественности, с использование основных нормативных документов (з-н «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС и др.), обычно для каждой из трех ступеней: начальной школы, средней и старшей школы.

Второй объект управления, включенный в модель – это инновационная система, основной функцией которой является обеспечение развития учебно-воспитательного процесса. Исходя из принятых теоретических оснований, целесообразной является нормативная последовательность обязательно выполняемых этапов и действий: разработка или поиск инноваций, их отбор и оценка, разработка единичных и комплексных инновационных проектов, программ их внедрения, реализация инноваций, коррекция инновационных проектов, полное внедрение инноваций, включая этап их институализации.

Логика и технология реализации инновационного процесса в школе позволяет организовать достижение четко определенной цели – за счет конкретных нововведений изменить условия и процесс воспитания, чтобы продвигаться к запланированным результатам воспитания. Принципиально важно, что такая инновационная система дает возможность найти и реализовать только необходимые данной воспитательной системе новшества, в том числе, адаптировать централизованно продвигаемые воспитательные программы и проекты к условиям школы.

Третий элемент предложенной модели управления развитием воспитательной системы школы – управляющая система, основной целью которой является обеспечение согласованного взаимодействия всех субъектов инновационной деятельности для развития воспитательной системы.

Управляющая система, обеспечивающая выполнение базовых функций управления, организует работу по проектированию обновления воспитательной системы, проблемному анализу ситуации в сфере воспитания, планированию ее развития, включая цели, планы, инновационные проекты и программы развития. Обеспечивается организация развития воспитательной системы на основе создания целевых организационных структур, распределения полномочий и ответственности, координации возникающих связей, разработки документов о проведении эксперимента, реализации планов развития воспитательной системы.

Важной составляющей частью процесса управления инновационной деятельностью персонала является мотивация педагогических работников к развитию воспитывающей деятельности. Модель предусматривает формирование мотивирующих условий, как минимум, через создание систем профессиональной поддержки и роста педагогов в воспитательной деятельности и системы стимулирования педагогов.

Мотивация педагогических сотрудников предполагает в рамках модели разработку в образовательном учреждении системы стимулирования педагогов к ведению воспитывающей деятельности и системы профессиональной поддержки и роста педагогов в решении задач воспитания.

Для предупреждения сопротивления нововведениям организационные механизмы реализации управленческих функций предусматривают максимальное привлечение педагогов к выработке решений, прежде всего на этапах анализа и разработки стратегии развития, сочетание коллективной и индивидуальной деятельности при отборе и согласовании инноваций, осуществлении единичных проектов, внутрисетевое сотрудничество.

Эти механизмы действия требуют не только создания специализированных коллегиальных целевых структур управления (инновационный методический воспитательный совет, творческие группы), но также освоения новых для педагогов и воспитателей видов деятельности (экспертной, проектной, рефлексии).

В завершение управленческого цикла осуществляется контроль и регулирование системы, в ходе чего определяется соответствие желаемого и реального результата и коррекция, в том числе с использованием специально организованной рефлексии.

Управление процессами развития на основе описываемой модели способно привести к комплексным изменениям, затрагивающим всех участников образовательного процесса и качественно меняющих воспитательную систему школы. Ожидаемые эффекты – это: повышение активности и компетентности педагогов, в результате, чего продвигаются наиболее перспективные инновационные педагогические проекты; повышение уровня социализации учащихся, их социальной активности, что приближает к успешному решению ряда социальных проблем; рост удовлетворенности родителей, укрепление позитивного имиджа образовательного учреждения, изменение воспитательного пространства, расширение возможностей образовательного учреждения, развитие социального партнерства.

Модель управления воспитательной системой в школе

Стратегическая цель: Создание условий для формирования гражданских и патриотических компетенций школьников в условиях внедрения ФГОС общего образования, через совершенствование системы воспитательной работы в школе.

Стратегические задачи первого уровня:

1. Создание качественного нормативно — правового и организационного ресурса для формирования гражданских и патриотических компетенций школьников.

2. Создание качественного мотивационного ресурса для формирования гражданских и патриотических компетенций школьников.

3. Создание качественного кадрового ресурса для формирования гражданских и патриотических компетенций школьников.

4. Создание качественного информационного ресурса для формирования гражданских и патриотических компетенций школьников.

5. Создание качественного научно и учебно-методического ресурса для формирования гражданских и патриотических компетенций школьников.

6. Создание качественного материально – технического ресурса для формирования гражданских и патриотических компетенций школьников.

7. Создание качественного финансово-экономического ресурса для формирования гражданских и патриотических компетенций школьников.

Стратегические задачи второго уровня

Функциональные задачи (мероприятия):

— сформировать перечень нормативно-правовых документов по воспитательной работе в условиях внедрения ФГОС.рассмотреть критерии стимулирования педагогов внеурочной деятельности.

— привлечение специалистов внеурочной деятельности

— обновить информацию на сайте школы по воспитательной работе в связи с переходом на ФГОС ООО

— создать банк педагогических технологий, применяемых для реализации ФГОС ООО в области воспитания школьников

— формирование перечня необходимого оборудования кабинета внеурочной деятельности

— разработать финансовый план по оснащению кабинетов внеурочной деятельности техническими средствами и спортивным инвентарем

— изучить нормативно-правовые документы по развитию воспитательной работы в условиях внедрения ФГОС

— выявление кадров, способных работать в условиях модернизации

— проведение мониторинга дополнительных общеразвивающих программ

— подготовить аналитическую справку по мониторингу воспитательных программ

— провести мониторинг ОУ на наличие необходимого помещения

— разработать бизнес план по открытию нового направления внеурочной деятельности (агрокласс)

— разработка программ воспитательной работы в условиях внедрения ФГОС.

— выявить потребности персонала в институцианальном повышении квалификации,

— внести изменения в нагрузку педагогов внеурочной деятельности (издание приказа),

— сформировать социальный заказ на институциональное повышение квалификации

— обобщение и распространение позитивного педагогического опыта

Модель управления воспитательной системой в школе определяет стратегическую цель образовательного учреждения в условиях внедрения ФГОС и следующие стратегические задачи:

— обновление нормативно-правовой базы по вопросам воспитания;

— обеспечение личностно-профессиональной готовности педагогических и руководящих кадров образовательного учреждения к решению современных задач воспитания школьников;

— разработку научно-методического сопровождения воспитательного процесса с учетом специфики сельской школы;

— создание информационно-методической воспитательной базы;

— разработку и реализацию конкретных программ развития воспитания.