Воспитательная система в школе в условиях внедрения ФГОС ОО

09 Ноя 2016, Автор: admin

С давних времен всеми народами воспитание признано основой духовности общества. Жизнедеятельность человечества невозможна без воспитания, так как именно в нем происходит передача от старших к младшим знаний и опыта, накопленных поколениями. Все это делает воспитание вечной общечеловеческой категорией и обуславливает интерес общества к данному явлению.

Сегодня воспитание является объектом изучения педагогики и основной категорией педагогической науки. Однако до сих пор у понятия «воспитание» нет однозначного определения, так как оно считается одним из сложнейших психолого-педагогически-социальных феноменов. Многие его формулировки основываются на философских или психологических взглядах, которые накладывают отпечаток на формирование концепции воспитания. Анализ научно-педагогической литературы показал, что не существует единообразия подходов к определению понятия «воспитания».

М.П. Гурьянова рассматривает воспитание как целостный процесс, который сознательно организуется подготовленными специалистами образовательных учреждений для формирования и образования личности. Автор называет данный процесс управляемой, открытой и целенаправленной системой, в которой осуществляется взаимодействие детей и взрослых и которая способствует развитию и саморазвитию человека в соответствующих социально-экономических и культурных условиях.

А.В. Гаврилин также говорит о целенаправленности и отмечает необходимость планомерности данного процесса, которая, по его мнению, приводит к формированию в сознании и поведении человека ценностных ориентиров, установок и принципов, способствующих его развитию и становлению у него готовности к жизни в обществе и трудовой деятельности. Автор рассматривает воспитание в широком социальном смысле и соглашается с мнением А.В. Мудрика в том, что оно (воспитание) обеспечивает формирование у подрастающего поколения определенной системы качеств личности, взглядов и убеждений.

Б.Р. Кираносян обращает внимание на систематичность работы в деле воспитания, которая способствует эффективному развитию личности учащегося и подготовки его к жизни в обществе в соответствии с теми нормами и правилами, которые в нем существуют.

В.В. Воронов говорит о необходимости педагогической организации процесса развития учащегося как личности и гражданина, который позволяет освоить и принять базовые ценности общества, нравственные установки и моральные нормы.

Анализ научно-педагогических источников показал, что исследователи уделяют большое внимание не только понятию «воспитание», но и такому современному педагогическому феномену, как «воспитательная система». Появление в педагогике данного понятия обосновывается учеными влиянием идей системного подхода, которые наложили определенный отпечаток на теорию и практику воспитания.

Изначально термин «воспитательная система» был предложен А.Т. Куракиным и Л.И. Новиковой, а впоследствии стал изучаться довольно большим количеством специалистов.

Л.И. Новикова связывает понятие воспитательной системы с такими понятиями, как «личность», «развитие», «отношения», «целостность», «структура», «компонент», «взаимосвязь». «результативность» и др. Автор отмечает необходимость сложноструктурированной воспитательной системы для осуществления воспитательной функции в учебном учреждении. При этом в структуре воспитательной системы должны выделяться цели и деятельность, которая способствует их достижению, среда системы и управление.

На сегодняшний день уже разработана целостная концепция воспитательной системы. Ее авторами являются Л.И.Новикова, В.А. Караковский, Е.В. Бондаревская, Н.Л. Селиванова и другие. Данные ученые называют воспитательную систему особой педагогической категорией и выделяют ее признаки, которые можно подразделить на психолого-педагогические и социально-педагогические.

Многие современные исследователи отмечают влияние воспитательной системы на школьников, которое проявляется как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы) и как социальный фактор (через включенность в окружающую среду, через отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, социальными партнерами, через психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).

Н.Л. Селиванова рассматривает воспитательную систему как сложное, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое социальное психолого-педагогическое образование, которое пронизывает весь педагогический процесс и интегрированно решает задачи учебных занятий и внеурочной деятельности детей, их общения и взаимодействий.

Г.П. Буданова, говоря о воспитательной системе школы, также обращает внимание на взаимосвязанную совокупность различных компонентов, к которым относятся люди, реализующие воспитательные цели, их деятельность и взаимодействие в определенном жизненном пространстве. Автор отмечает, что при этом воспитательная система является одним из звеньев целостной социально-педагогической структуры образовательного учреждения и обеспечивает постоянство и эффективность воспитательной работы школы.

В.А. Рожков называет воспитательную систему социально-педагогическим объектом, который сориентирован как на собственно педагогические цели, предполагающие воспитание ребенка, но и на цели самого учащегося, которые связаны с удовлетворением его актуальных потребностей.

Вновь обращаясь к исследованиям Л.И. Новиковой, находим понимание воспитательной системы как целостного социального организма, обладающего такими характеристиками как образ жизни и психологический климат в нем и функционирование которого возможно в условиях взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание, способы деятельности и отношения).

Таким образом, авторы рассматривают воспитательную систему как способ достижения поставленной цели с помощью системы взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций).

В исследовании М.П. Нечаева появление феномена воспитательной системы объясняется объективными причинами. Автор отмечает, что современный мир живет в условиях интеграции и дифференциации, что приводит к возникновению противоречий. Они заключаются в том, что целостные образования распадаются, а разрозненные явления, действия и процессы становятся целостными и сливаются в системы. Такие тенденции наблюдаются и в педагогической действительности, которая обеспечивает становление современного человека как индивидуальности и личности и проявляются они как при целенаправленном воспитании, так и в стихийно протекающих процессах социализации».

В основе концепции воспитательной системы лежит понимание процесса воспитания как целенаправленного управляемого процесса развития личности. Поэтому в воспитательной системе выделяется ряд признаков, обуславливающих ее сходство с другими социальными системами. К ним относятся целенаправленность и целостность, структурность и динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка. Кроме того, воспитательная система находит отражение в разные временные периоды от прошлого до будущего.

Воспитательные системы имеют определенную иерархию. На высших позициях находятся государственная, региональная, локальная воспитательные системы и лишь потом следует воспитательная система конкретного образовательного учреждения, которая также имеет определенную структуру. В этой структуре выделяют такие компоненты как:

— цели (взаимосвязанные идеи, которые она позволит реализовать);

— деятельность, способствующая достижению целей;

— субъект деятельности (тот, кто ее организует и принимает в ней непосредственное участие);

— отношения деятельности и общения, включающие субъект в некую общность;

— среда системы, освоенная субъектом;

— управление, связывающее отдельные компонентов в целостную систему и обеспечивающее развитие этой системы.

В деятельности образовательного учреждения создание воспитательной системы не является самоцелью. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и педагога, а также их социально-психологической защищенности.

Также следует отметить тот факт, что зарождается и развивается воспитательная система в каждой школе своя собственная и индивидуальная, и особенности ее будут зависеть от определенных условий конкретного учреждения. Это обуславливает непохожесть различных воспитательных систем, которая связана с типом образовательного учреждения, его миссией и той идеей, которую несет в себе сама воспитательная система. Кроме этого, ее особенности зависят и от участников образовательных отношений: педагогов, администрации, родителей, учащихся; от материально-технического оснащения и образовательной среды учреждения.

Эффективность функционирования воспитательной системы во многом зависит от управления ее развитием. Руководителю школы важно понимать этапы процесса развития воспитательной системы и уметь правильно выбирать средства педагогической деятельности. Выделяют четыре этапа в развитии воспитательной системы.

На первом этапе происходит становление воспитательной системы, когда главной целью выступает создание воспитательного коллектива образовательного учреждения. Участники образовательных отношений сливаются в единый воспитательный коллектив для чего необходимы общие цели и включенность в совместную деятельность, а также психологически комфортная обстановка внутри коллектива. Большое значение на данном этапе имеет психологический настрой учительской общественности, чему могут способствовать следующие шаги:

— создание малого педагогического совета, который станет так называемым оперативным штабом и позволит формировать общественное мнение;

— создание творческих групп для разработки модели воспитательной системы, которые анализируют настоящее состояние и формируют будущее видение образовательного учреждения в целом и его воспитательной системы;

— повышение уровня компетентности педагогов в вопросах создания воспитательных систем, обогащение их теоретическими и методическими основами проектирования образа жизнеспособной личности выпускника;

— взаимодействие с педагогами других образовательных учреждений, родителями;

— подключение учащихся к процессу разработки модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;

— диагностика состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;

— формирование инициативной группы педагогов и детей, занимающейся систематизацией и обобщением информации и предложений.

Таким образом, первый этап посвящен определению целевой установки воспитательной системы школы, определению главных ориентиров воспитательного процесса и формулированию школьной концепции воспитания.

Философский энциклопедический словарь и толковый словарь русского языка объясняют понятие «концепция» как систему взглядов на что-либо, а также как главенствующую, ведущую идею, замысел.

Концепция воспитательной системы может включать в себя следующие разделы и подразделы:

1. Исходное состояние воспитательной системы.

2. Основные параметры образовательного учреждения.

3. Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.

4. Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.

5. Проектируемое состояние воспитательной системы.

6. Теоретико-методологические основы системы.

7. Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципы построения воспитательной системы).

8. Механизм функционирования системы (функции системы; системообразующие виды деятельности; педагогические технологии построения совместной деятельности, общения и отношений; управление и самоуправление системой: внутренние и внешние связи системы; кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое, психологическое и финансово-материальное обеспечение функционирования системы).

9. Этапы построения системы.

10. Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.

Также на первом этапе определяется образ выпускника школы, который представляет собой идеальную модель и к которому стремится образовательное учреждение, педагогический коллектив и родителя учащихся.

Анализ деятельности образовательных учреждений, имеющих положительный опыт воспитательной работы, показал, что педагоги данных учреждений организуют воспитательный процесс своеобразным образом. Они не только используют разнообразные формы и виды деятельности в процессе воспитания и развития учащихся, но и выделяют один приоритетный вид, который служит опорой для построения воспитательной системы. При этом на данном этапе работы по становлению воспитательной системы школы пристальное внимание уделяется выделению системообразующей деятельности.

Важно отметить необходимость упорядоченности в работе воспитательной системы, что обеспечивает эффективность организации жизнедеятельности коллектива школы. Упорядоченность достигается за счет создания особых зон упорядоченности, которые охватывают режимные моменты и определенные циклы жизни школы.

На данном этапе закладываются отношения в коллективе и выстраиваются связи с внешней средой. Управление становлением воспитательной системы охватывает организационно-педагогические уровни и предполагает психологическую корректировку. Значение данного этапа заключается в том, что сформированные цели воспитательной системы принимаются и осознаются педагогами, детьми и их родителями.

На втором этапе обрабатывается содержание деятельности и корректируется структура воспитательной системы. Этап связан с утверждением системообразующей деятельности, определенной на предыдущем этапе, а также с выделением приоритетов в функционировании системы. Происходит усложнение деятельности и формирование связей между ее различными видами, развитие коллектива школы и разновозрастного общения. Также периодически складываются временные коллективы и межвозрастные объединения.

Отмечается усложнение в деятельности учащихся по самоуправлению, проявляется инициатива и развивается самостоятельность, закладываются предпосылки для коллективного творчества, формируются коллективные традиции и рождаются новые формы взаимодействия с внешней средой.

Управление на данном этапе охватывает организационно-педагогический и психолого-педагогический уровни, что актуализирует создание в учреждении социально-педагогической службы. Важной становится аналитическая деятельность, позволяющая оценить отношение учащегося к происходящему, мотивацию деятельности и комфортность его самочувствия в образовательном процессе.

Завершающим является третий этап, на котором происходит окончательное оформление системы.

Все компоненты воспитательной системы занимают соответствующую позицию, а связи системы становятся прочнее. Наблюдается усиление интегративных процессов, которые пронизывают учебно-познавательную деятельность. Урок строится в определенных, довольно тесных рамках, осуществляется поиск более глубоких и гибких форм коллективного познания. Учебная и внеурочная деятельности интегрируются, что проявляется в следующих позициях:

— общие целевые установки учебной и внеучебной деятельностей на формирование коллектива и личности в нем;

— тесная связь и естественный переход из внеучебной деятельности в учебную и наоборот;

— разнообразие большого количества форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы;

— урок и внеурочное дело школьников становятся равнозначными и полноправными составными частями коллективной жизнедеятельности.

Качество школьного коллектива приобретает новое состояние: он становится более сплоченным. Содружество детей и взрослых предстает единым целым, объединенным общими целями и деятельностью, мотивацией, отношением и ответственностью. У большинства школьников, педагогов формируется «чувство школы». Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. Налаживаются связи с социумом. В управление системой включается все большее количество участников: детей, родителей. Резко возрастает роль самоуправления и саморегуляции.

Четвертый этап связан с обновлением и совершенствованием воспитательной системы. Пересматриваются и усложняются цели, содержание работы отличается большим разнообразием, отношения приобретают доверительный характер, расширяются связи, а организационные и управленческие процессы становятся более сложными. Обозначенные усложнения помогают педагогам поднять систему на новую ступень, на более высокий уровень.

Таким образом, воспитательная система не является самоцелью в деятельности образовательной организации. Ее назначение заключается в оптимизации процессов личностного развития участников образовательных отношений. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат – развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.