Специфика индивидуального и дифференцированного подходов в обучении детей старшего дошкольного возраста

11 Май 2013, Автор: admin

обучение старших дошкольниковВ настоящее время актуальным является повышенное внимание к проблемам дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей старшего дошкольного возраста. Педагогическая необходимость в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения обусловлена многими факторами:

— заинтересованностью общества в создании оптимальных условий для выявления и реализации задатков и способностей каждого ребенка с максимальным использованием его потенциальных возможностей;

— противоречием между традиционными коллективными формами обучения и индивидуальным характером условия программного материала;

— явно выраженными различиями в условиях сформированности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста (неравномерный характер развития).

Данные противоречия, проблемы педагогических работников в умении применять эти подходы в обучении натолкнули на изучение данной темы.

Маркова Светлана Николаевна в своей работе раскрыла понятия индивидуального и дифференцированного подходов в обучении, описала теоретические основы этих подходов, дала сравнение их. Проблема индивидуального подхода в обучении детей уделяли внимание А.Я. Коменский, К.Д. Ушинский, Ю.К. Бабанский, Ш.Х. Блонский, А. А. Кирсанов, Я.И. Ковальчук и др.

Индивидуальный подход является одним из основных принципов обучения. В основе этого принципа выделяют два критерия:

1. Ориентацию на уровень достижений каждого ребенка.
2. Ориентацию на процессуальные особенности его деятельности.

Исходными   методическими   предпосылками   дифференцированного обучения являются дидактическая концепция развития личности, деятельностный подход к пониманию сущности обучения, признания индивидуальности каждого ребенка и системный подход к теоретическому и практическому решению основных аспектов обучения. Обучение должно быть развивающим, тем более дифференцированным. Эта мысль рассматривается такими авторами, как А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин, А.Г. Каспаржак и др.

Основными различиями дифференцированного и индивидуального подходов являются:

— при дифференцированном подходе процесс обучения учитывающий особенности разных групп дошкольников, рассчитанный на посильность обучения каждой группы направлен на группу детей, а при индивидуальном подходе происходит осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей отдельного ребенка (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.) и направлен на конкретного ребенка;

— при дифференцированном подходе предполагается тесное сотрудничество детей, а при индивидуальном, как правило, не предполагается сотрудничества;

— формы дифференцированного подхода (уровневая, профильная), а формы индивидуального — индивидуальная работа;

— дифференциация — нечто общее, а индивидуализация — конкретно для каждого.

Дифференциация обучения может и должна осуществляться и в дошкольном учреждении при усвоении программного материала на разных занятиях.

Маркова С.Н. провела исследование по выявлению особенностей восприятия информации детьми с разными типологическими характеристиками. Ею четко прописаны особенности «визуала» (зрителя), «аудиала» (слушателя), «кинистета» (деятеля).

Используя исследования Еремеевой Е.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки — два разных мира», мы действительно убедились в индивидуальных особенностях мальчиков и девочек.

Главная цель дифференцированного   и индивидуального подходов на занятии — участие каждого ребенка, обеспечение развитию, достижению роста каждого, возможность совершенствования навыков и способностей. Например, на музыкальных занятиях такие задания как задания с учетом степени успешности усвоения программы; задания с учетом степени одаренности (индивидуальные номера). По типу восприятия: кинестеты — сценки, танцы; аудиалы — песни, сказка, стихи; визуалы — работа с костюмами и т.п. Все они относятся к дифференцированному подходу.

А при индивидуальном подходе:

— планируются индивидуальные номера

— для детей имеющих, слабые результаты, можно устраивать дополнительные занятия, а затем мини выступления на текущих занятиях.

На физкультурном занятии дифференцированно планируются задания с учетом групп здоровья, пола ребенка, уровня физического развития, а так же темперамента, в индивидуальном подходе осуществляется индивидуальная отработка навыков.

В своей работе мы также использовали эти подходы в формировании элементарно-математических представлений, развитии экологической культуры, развитии речи.

Использование в обучении детей старшего дошкольного возраста индивидуального и дифференцированного подходов качественно влияет на положительное отношение детей к процессу обучения, на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения программного материала каждым ребенком и группой в целом.

 По материалам Т.М. Фадеевой, г. Тобольск (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 204-207).