Подготовка воспитателей и руководителей дошкольных образовательных учреждений к обновлению содержания дошкольного образования
14 Май 2013, Автор: adminВ последние годы всем нам приходится работать в непростое время – время модернизации дошкольного образования, которое приобрело статус первого звена в непрерывной системе образования и проблемы которого теперь обсуждаются на государственном уровне. Вся Россия вовлечена в реализацию одного из приоритетных национальных проектов «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования», а идеи модернизации образования нашли отражение в документах как федерального, так и регионального масштаба.
Развитие системы дошкольного образования определяется в том числе и тем, насколько эффективно осуществляется в ней управление и как происходит внедрение в практику ДОУ новейших научно-педагогических достижений. Качественный педагогический результат предполагает новый подход воспитателей и руководителей ДОУ к информационному, методическому обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, регулированию и контролю всей деятельности.
Специалисты ДОУ не всегда в состоянии решать управленческие, социально-педагогические, методические и другие задачи. Поэтому все более актуальной становится проблема комплексной подготовки воспитателей и руководителей ДОУ к обновлению содержания дошкольного образования.
Успешность развития дошкольного образовательного учреждения зависит от заинтересованности и профессиональной компетентности специалистов, системы методических и организационных мероприятий. Главными условиями эффективности работы являются:
1) системность в методической работе с педагогическими кадрами по повышению их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности;
2) наличие у педагогов индивидуального плана развития, который мобилизует его потенциальные способности;
3) постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога;
4) создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость.
Компетенции педагога – это уникальная система профессионально-личностных знаний, умений и качеств человека, нацеленность на личностное и профессиональное совершенствование.
Необходимо учитывать деятельностный подход, основанный на компетенциях, предполагающий единовременное формирование всех компонентов компетенций у педагога:
— акцентирование развития мотивации к осваиваемой деятельности, формирование ее ключевых ценностей, коррекцию стереотипов деятельности;
— формирование системы базовых знаний и определение путей самообразования;
— тренинг новых видов, функций, умений, способов и методов деятельности.
Развитие профессионально-личностных компетенций определит:
— оформление и развитие ценностных ориентиров;
— сформированность педагогической позиции как исследователя;
— готовность педагога к системному действию в профессиональных ситуациях;
— функционирование широкого радиуса многообразных видов учебно-познавательной, специально-профессиональной деятельности.
Таким образом, подготовка педагогических и руководящих кадров дошкольных образовательных учреждений к обновлению содержания дошкольного образования в современных условиях возможно только на основе активизации инновационных процессов в данной сфере. Огромную роль при этом играет взаимопроникновение и тесная связь между образовательной, научной и практической деятельностями. Все это делает систему дошкольного образования открытой, не замкнутой сферой, готовой к восприятию внешних воздействий, что приводит к постоянному обновлению содержания, технологий, системы оценки качества дошкольного образования.
По материалам К.С. Шумаковой, г. Ревда, Свердловской области (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 232-234).