Профессиональная компетентность воспитателя и ее влияния на повышение качества дошкольного образования

03 Апр 2013, Автор: admin

Профессиональная компетентность воспитателяВ последние годы система дошкольного образования в России претерпевает значительные преобразования, а именно:

— рассматривается вопрос стандартизации дошкольного образования с учетом специфики развития ребенка-дошкольника;

— происходят изменения в структуре общественного дошкольного образования: появляются различные виды дошкольных учреждений, происходит развитие различных моделей образования дошкольников;

— развивается вариативное содержание, ориентированное на различные подходы к процессу развития ребенка, что приводит к необходимости создания каждым дошкольным образовательным учреждением своей модели организации образовательного процесса.

Учитывая сложившуюся ситуацию в дошкольном образовании, для обеспечения качества дошкольного образования очень важен профессиональный уровень воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста.

Развитие профессиональной компетентности воспитателей в современных условиях требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть видовые особенности воспитательно-образовательной среды дошкольного учреждения, запросы и потребности общества и родителей.

Препятствием для реализации новых подходов продолжает оставаться традиционный механизм развития профессиональной компетентности в учреждениях, не учитывающий потребности современного дошкольного образования в новых функциях профессиональной деятельности.

Профессионально-педагогическая компетентность воспитателей дошкольных учреждений имеет свою специфику, которая определятся задачами и характером образовательной деятельности в дошкольных учреждениях и особенностями детей дошкольного возраста.

Закономерности дошкольного возраста влекут за собой такую особенность содержания дошкольного образования, как интегративность. Эта особенность в дошкольном образовании накладывает специфику и на деятельность воспитателя. Для педагогической деятельности воспитателя характерна педагогическая функция, связанная с индивидуализацией образования: ситуативная импровизация, рефлексия педагогической ситуации в контексте развития каждого ребенка.

В связи с необходимостью достижения результата дошкольного образования (творческие способности ребенка дошкольник, любознательность, инициативность, самостоятельность, независимость, коммуникативность, ответственность, произвольность) востребована функция наблюдения и анализа проявления данных характеристик в различных видах детской деятельности, в разных ситуациях с целью осуществления анализа своей профессиональной деятельности.

В соответствии с изменениями в современной ситуации дошкольного образования, необходимы такие дополнительные профессиональные функции, как: сопровождение семейного воспитания; сопровождение детей, имеющих проблемы в развитии, в том числе в условиях инклюзивной группы; проектирование и реализация программ предшкольной подготовки детей (в условиях различных организационных форм) по обеспечению равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

Итак, на основе представленных подходов нами разработана технология развития профессиональной компетентности воспитателей в системе повышения квалификации, которую можно представить своеобразным законченным циклом: анализ потребности в новых функциях, проектирование и реализация проектов и программ развития профессиональной компетентности; оценка качества, с точки зрения освоенных функций, так и достижений дошкольников, анализ потребности в новых функциях и т. д..

Внедрение технологии развития профессиональной компетентности в систему повышения квалификации и практику деятельности дошкольного учреждения позволит более полно удовлетворить потребности системы дошкольного образования и имеет следующие преимущества:

— источником развития профессиональной компетенции выступает существующая ситуация в дошкольном образовании, которая провоцирует те или иные изменения;

— осуществляется постоянная рефлексия коллектива дошкольного учреждения на происходящие изменения в дошкольном образовании и существующий социальный заказ, максимально индивидуализированный в лице потребителя;

— происходит позитивное влияние на развитие наиболее приоритетных направлений современного дошкольного образования, достижение современного качества дошкольного образования — развитие возможностей и особенностей каждого ребенка, становление его компетентности (способности принимать, на основе знаний и умений, собственные решения).

По материалам И.Н. Асаевой, г. Ревда (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 33-35).