Активность личности: предпосылки формирования творческой активности дошкольников

12 Авг 2017, Автор: admin

В современных условиях жизнедеятельности человека проблема творческой активности личности становится особо актуальной. Социально-экономические условия развивающегося Российского государства диктуют необходимость в новых идеях, в оригинально мыслящих людях, способных к открытию. Самобытность, способность к творчеству – данные качества становятся востребованы самой жизнью на современном этапе ее развития.

Понятие «активность» является многогранным и изучается в разных областях научных знаний (философия, биология, медицина, педагогика, психология). Анализ литературы по проблеме творчества, творческой активности показал, что ее различные аспекты освещаются в трудах философов (Н.А. Бердяев, Г.Г. Гиргинов, Г.А. Давыдов, М.С. Каган, И. Кант, Б.М. Кедров, B.C. Соловьев, А.Г. Спиркин, А.Т. Шумилин), психологов (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, В.А. Моляко, Н.Н. Поддьяков, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, И.В. Страхов), педагогов (М.А. Данилов, А.Е. Дмитриев, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, П.И. Пидкасистый, О.П. Радынова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина).

В процессе исследования мы выявили, что как в разные периоды истории, так и на сегодняшний день не сформировано однозначного понимания природы, особенностей и механизмов развития творчества.

Большинство исследователей творческой активности при определении данного понятия придерживаются философского взгляда, согласно которому активность рассматривается как внутренне присущее свойство материи, которое выражает ее способность к самодвижению, самоизменению, саморазвитию.

Следует отметить, что в научной литературе понятие «активность» рассматривается неоднозначно. Рассмотрим понимание и различные определения данного понятия.

Отечественные педагоги, психологи и философы определяют активность в своих работах как меру деятельности, отмечают, что она представляет возможности субъектам для взаимодействия. Также активность рассматривается как достаточно устойчивое свойство личности.

Большое значение имеет психологический аспект в формулировании определения творческой активности личности. Здесь активность трактуется как способность человека, заключающаяся в преобразовании окружающей действительности на основе присвоения достижений культуры и проявляющаяся в творчестве.

Важным в определении творческой активности личности является учет внутренней мотивации деятельности и субъектная позиция в ней человека.

Литература энциклопедического и справочного характера трактует активность как «деятельностное отношение человека к миру». В этих же источниках активность связывается с жизненной позицией человека, а также рассматривается как умение осуществлять преобразования в области материальной и духовной культуры на основе освоенного общественно-исторического опыта.

С точки зрения В.Д. Небылицина общая активность человека представляет собой группу личностных качеств, способствующих более эффективному осознанию внешней действительности и самовыражению. Данный подход обуславливает разделение активности на такие виды как двигательная, социальная и умственная, которые являются базой для становления творческой активности и основаниями для реализации творческого потенциала человека.

Двигательная активность – естественная потребность здорового организма в движении, в физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий. Она является предпосылкой психического развития в онтогенезе.

Социальная активность – потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Позитивная социальная активность обусловлена долженствованием. Подлинно социальная активность состоит в направленности на изменение обстоятельств жизни людей и на самоизменение с пользой для себя и других. Условием для развития социальной активности выступает комплекс всех факторов, воздействующих на человека.

Умственная активность – это потребность индивида в познании, с одной стороны, окружающей действительности, в том числе общественных отношений, а с другой – в познании индивидом самого себя. Все виды познания осуществляются через рефлексию – форму умственной деятельности, направленную на осмысление действий других людей и своих собственных действий.

В научной литературе различные виды активности получили многогранное раскрытие. Однако творческая активность рассматривается как высшая форма проявления активности личности и в наибольшей степени интересует нас в рамках нашего исследования.

Педагогическая литература рассматривает понятие активности как состояние, связанное с выполнением акта общения, действия и как свойство личности. В данных позициях прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость. Активность личности формируется при наличии состояния активности и при условии удовлетворения потребности в общении и деятельности.