Особенности формирования познавательной активности детей

08 Янв 2015, Автор: Anastasiya

познавательная активность детейПутем теоретических подходов была исследована проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста, в результате чего мы выделили несколько важных критериев:

  • — определенный уровень, фиксирующий развитие активности ребенка;
  • — непосредственно общение;
  • — необходимость в новых впечатлениях.

Каждый этот фактор, в общем, влияет на становление процесса активности ребенка на разных этапах его жизни.

Некоторые не могут понять истинного значения слова познавательная активность. На самом деле это понятие максимально отражает характеристики, играющие роль в образовательной деятельности, проводящейся с детьми. В свое время Г.И. Щукина предложила отдельное определение данному понятию, которое рассматривается как некоторое личностное образование, выражающееся в отклике интеллектуального характера во время познавания процесса окружающего мира.

Литература проблему познавательной активности трактует другим образом, и делает акцент на том, что все сводится лишь к мотивации познания мира и отражается в неких способах формирования личности ребенка дошкольного возраста. Педагогическая практика определила в этом направлении свою цель — создать проект, который бы помог разобраться в развитии познавательной активности детей путем экспериментирования.

Вследствие этого коллектив педагогов составил некий план работы, направленный на решение определенных задач, среди которых:

  • — выявить интерес у старших дошкольников к занятиям более детского характера, и, возможно, даже путем экспериментирования;
  • — сделать компетентность воспитателей в этих вопросах более обширной с помощью экспериментирования;
  • — разобраться в принципе работы педагогического коллектива, которая направлена на ведение образовательного процесса;
  • — сделать предметно-развивающую среду более богатой, дабы повысить познавательную активность дошкольников.

В результате эмпирического наблюдения и путем аналитической деятельности педагоги, участвующие в эксперименте, отметили, что большинство детей младшего, а также старшего дошкольного возраста отдают предпочтение продуктивным видам деятельности, связанным с освоением окружающего мира. Т.е. дети взаимодействуют с окружающим миром разными способами, но отдают предпочтение любымим игровым центрам, которые будут занимать их продолжительное время. Таким образом, первой стадией развития познавательного интереса является любопытство и выбор лишь предпочтительных видов деятельности.

В свою очередь, любознательность сопровождается наличием интереса, вызывающего у детей дошкольного возраста довольно сильные эмоции, такие как удивление, удовлетворенность или радость познания. Именно на этом этапе формируется устойчивая познавательная деятельность дошкольников, которая ярко проявила себя в процессе экспериментирования, в частности, с предметами окружающего мира.