Анализ факторов профессиональной адаптации начинающих педагогов дошкольного образования

07 Фев 2018, Автор: admin

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования факторов профессиональной адаптации начинающих педагогов дошкольного образования. Проанализированы мотивы профессиональной деятельности, выявлены и изучены компоненты психологической безопасности образовательной среды.

Сделаны выводы об уровне адаптированности начинающих педагогов дошкольного образования с представлением прогноза их профессионального развития.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, уровень адаптированности, мотивация профессиональной деятельности, профессионально значимые качества личности, психологическая безопасность образовательной среды.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и в связи с введением профессионального стандарта педагога, требования к педагогам дошкольного образования постоянно повышаются. Молодым педагогам, только вступающим на профессиональный путь, приходится сталкиваться с рядом трудностей различной этиологии. Даже с высокой теоретической базой, носитель знаний и умений может не состояться как личность, как профессионал без должного уровня профессиональной подготовленности и высокого уровня сформированности способности к профессиональной адаптации.

Под профессиональной адаптацией понимают процесс вхождения человека в профессию и гармонизацию взаимодействия его с профессиональной средой [4, с. 430]. В ходе сравнительного анализа исследований сделан вывод о том, что профессиональная адаптация является базовой составляющей профессионально-личностного становления начинающего педагога. В свою очередь профессиональное становление предполагает развитие профессиональной компетентности начинающего педагога, готовности к профессиональному росту, творческому развитию и самопознанию в процессе погружения в педагогическую деятельность в условиях гетерогенной среды образовательных организаций. В большинстве случаев эти процессы сопровождаются психологическими барьерами: возникают сомнения в своём профессионализме, происходит несовпадение реальной жизни с представлениями и ожиданиями [2, с. 20].

Вот почему так важно выявление уровня адаптированности молодых специалистов, посредством изучения внешних (социальных) и внутренних (личностных) факторов. В связи с этим в 2017 году на базе трёх детских садов г. Вологды нами было проведено эмпирическое исследование факторов профессиональной адаптации начинающих педагогов дошкольного образования.

Цельюисследованиябыловыявлениеуровнейадаптированностиначинающихпедагогов в профессиональной среде дошкольного учреждения, посредством изучения внешних и внутренних факторов адаптации.

В исследовании приняли участие 3 старших воспитателя и 19 начинающих педагогов со стажем работы от 0 до 5 лет.

В рамках изучения внутренних факторов профессиональной адаптации нами был проанализировануровеньпрофессиональнойподготовкиначинающихпедагогов.

В МДОУ №1 педагогическое образование имеет 57 % (4 человека) молодых педагогов, из них профильное педагогическое образование имеет 75 % (3 человека), причем высшее профильное педагогическое образование у одного педагога (33 % ), среднее-специальное – у двух педагогов (67 % ). Не имеют педагогического образования 43 % (3 человека), один из которых прошёл переподготовку.

В МДОУ № 2 80 % педагогов (4 человека) имеют педагогическое образование, но профильное педагогическое образование лишь у 75 % молодых педагогов. Высшее профильное образование у одного педагога (33 % ), у двух (67 % ) – среднее-специальное. У 20 % молодых специалистов (1 человека) нет педагогического образования, пройдена лишь переподготовка.

В МДОУ № 3 71 % (5 человек) имеют педагогическое образование, из них профильное среднее специальное у двух человек (40 % ), высшего профильного нет ни у одного педагога. Два педагога (29 % ) без педагогического образования. Два начинающих специалиста без педагогического образования и один с педагогическим образованием, прошли переподготовку (43 % ).

Для содержательного анализа уровня профессиональной подготовки, как фактора профессиональной адаптации, мы посчитали необходимым выявить профессиональные затруднения, возникающие у начинающих педагогов в адаптационный период. Для этого воспользовались методикой «Отношение к проблеме профессиональной адаптации и профессионального становления начинающего педагога» (модифицированный вариант анкеты О.В. Назаровой) [3, с. 159].

В результате обработки полученных данных было выявлено, что все начинающие педагоги, принявшие участие в опросе, связывают адаптационный период с преодолением профессиональных затруднений в организации образовательного процесса.

В МДОУ № 1 преобладают трудности методического плана, их испытывают все начинающие педагоги (100 % ). На втором месте трудности воспитательного плана, 57 % молодых специалистов подтвердили их наличие. На третьем месте выступают трудности в дидактическом плане – 28 %.

Несколько иная ситуация в МДОУ № 2, здесь по всем трем параметрам трудностей одинаковое процентное соотношение, по каждой позиции выходит, что 80 % молодых педагогов испытывают трудности, 20 % их не признают.

В МДОУ № 3 лидируют трудности методического плана (71 % ), второе место делят трудности дидактического и воспитательного плана (по 57 % соответственно).

Установлено, что все начинающие педагоги положительно относятся к институту наставничества и отмечают положительный эффект наставничества в освоении профессиональной среды.

В МДОУ № 1 и МДОУ № 3 воспитатель-наставник присутствует у 57 % молодых педагогов, в то время как в МДОУ № 2 воспитателя-наставника имеют всего лишь 20 % начинающих специалистов.

Большинство опрошенных считают, что не владеют информацией о факторах риска адаптации в профессиональной среде. При этом ни один из респондентов не указал, что знает, как минимизировать факторы риска.

Для изучения фактора мотивации профессиональной деятельности мы воспользовались методикой «Диагностика мотивации профессиональной деятельности» (Замфир К., модификация Реана А.). Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения трех видов мотивации: внутренние мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы. На основании полученных результатов мы определили усредненный мотивационный комплекс начинающих педагогов.

По индивидуальным результатам диагностики начинающие педагоги в МДОУ № 1 (7 человек) разделились на две группы: неблагоприятный мотивационный комплекс, при котором соотношение мотивов ВОМ > ВПМ > ВМ (14 % ); промежуточный мотивационный комплекс (86 % ).

Начинающие педагоги в МДОУ № 2 (5 человек) также разделились на две группы: оптимальный мотивационный комплекс (40 % ); промежуточный мотивационный комплекс (60 % ).

Начинающие педагоги в МДОУ № 3 (7  человек) разделились на три группы: оптимальный мотивационный комплекс (43 % ); промежуточный мотивационный комплекс (43 % ); неблагоприятный мотивационный комплекс (14 % ).

Для более целостного представления о мотивации молодых педагогов в профессиональной деятельности нами был проведён опрос «Наиболее значимые мотивы в работе» (модифицированный вариант опросника Г.Т. Васильчук, И.В. Ионас). [1, с. 9]. Респондентам предлагалось выбрать из предложенных вариантов ответов два наиболее для них значимых. Ранжирование ответов выявило самый высокий ранг у следующих вариантов ответов:

— возможность общения с детьми: 22 % (МДОУ № 1), 40 % (МДОУ № 2), 22 % (МДОУ № 3);

— удобный график работы:14 % (МДОУ № 1), 30 % (МДОУ № 2), 42 % (МДОУ № 3);

— уважительное отношение со стороны коллег, администрации: 28 % (МДОУ № 1), 22 % (МДОУ № 3);

— удлинённый отпуск: 22 % (МДОУ № 1), 20 % (МДОУ № 2), 7 % (МДОУ № 3).

Низкие ранговые позиции получили следующие мотивы: высокая заработная плата, возможность карьерного роста.

В рамках изучения профессиональной мотивации молодых педагогов нас заинтересовало, какие достоинства в профессии педагога дошкольного образования привлекают молодых специалистов на данный момент, т.е. в адаптационный период. Для диагностики нами был проведён опрос «Основные достоинства вашей работы в настоящий момент» (модифицированный вариант опросника Г.Т. Васильчук, И.В. Ионас) [1, с. 8]. Во всех трех дошкольных учреждениях самые высокие ранговые позиции в перечне достоинств профессии педагога дошкольного образования занимают стабильность и интересная разнообразная работа, то есть, по сути, внутренние мотивы и внешние положительные мотивы, что благоприятно сказывается на процессе и результате профессиональной адаптации. Причем большее количество выборов по показателю «интересная, разнообразная работа» диагностировано в МДОУ № 2 (60 % ).

Для изучения отрицательных мотивов педагогической деятельности нами был проведён опрос «Отрицательные стороны работы» (модифицированный вариант опросника Г.Т. Васильчук, И.В. Ионас) [1, с. 12]. В МДОУ № 1 и МДОУ № 2 на первом месте в ранге отрицательных сторон профессии педагога дошкольного образования стоит низкая стартовая заработная плата, в МДОУ № 3 лидирует проблема с дисциплиной в группе, а второе место делят низкая стартовая зарплата и отсутствие материально-технических условий.

На процесс вхождения молодых педагогов в профессиональную среду большое влияние оказывают не только профессиональные ценности, но и профессионально значимые качества личности (ПЗКЛ).

С целью выявления у начинающих педагогов ПЗКЛ был апробирована методика «Профессиональное мастерство» Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. В результате исследования было выявлено, что в МДОУ № 1 два педагога (28 % ), а в МДОУ № 3 один педагог (14 % ) из числа молодых специалистов имеют критический уровень развития ПЗКЛ, что не может положительно сказываться на процессе и результате профессиональной адаптации. В МДОУ № 2 все начинающие педагоги (100 % ) имеют «достаточно высокий» и «высокий» профессиональные уровни.

Большое влияние на процесс профессиональной адаптации начинающего педагога дошкольного образования оказывает среда учреждения. Особенно важен психологический компонент среды, который определяет состояние психологической безопасности и защищенности субъектов среды. Поэтому в рамках исследования возникла необходимость изучения субъективного восприятия молодыми специалистами своего самочувствия в профессионально-педагогической среде. Для этого мы воспользовались методикой «Психологическая безопасность образовательной среды» (Г.С. Кожухарь, В.В. Ковров). В результате исследований было выявлено, что в МДОУ № 1 29 % молодых педагогов испытывают низкую психологическую защищённость. В МДОУ № 2 и МДОУ № 3 все молодые специалисты (100 % ) субъективно воспринимают профессионально-педагогическую среду своей образовательной организации как психологически безопасную, т.е. определяют свое состояние в этой среде как состояние психологической защищённости.

Психологическую комфортность в профессионально-педагогической среде МДОУ № 1 и МДОУ № 3 в высокой степени испытывают 71 % начинающих специалистов; в средней степени – 29 %. В МДОУ № 2 психологическую комфортность в высокой степени испытывают 80 % педагогов и среднюю степень – 20 %.

Психологическая удовлетворённость средой имеет следующие результаты: в МДОУ № 1 высокая степень психологической удовлетворенности средой выявлена у 57 % молодых педагогов; у 43 % – средняя степень. В МДОУ № 2 высокая степень психологической удовлетворённости средой выявлена у 20 % начинающих педагогов, средняя степень – у 80 %. В МДОУ № 3 средняя степень психологической удовлетворённости средой диагностирована у 57 % начинающих педагогов, высокая степень – у 43 % педагогов.

Для определения адаптационного потенциала профессиональной среды важно выявить тип образовательной среды дошкольного учреждения (творческая, карьерная, безмятежная, догматическая). Для изучения типа среды дошкольных образовательных организаций мы воспользовались методикой векторного моделирования (анкета-опросник В.А. Ясвин). [5, с. 36]. Чтобы иметь полное представление о типе образовательной среды, мы решили провести опрос не только среди молодых педагогов, но и привлечь к опросу старших воспитателей.

С помощью методики векторного моделирования было установлено, что в МДОУ № 1 и МДОУ № 2 у старших воспитателей и молодых педагогов полностью совпадает мнение о типе среды – творческая среда; такая среда даёт свободу и позволяет проявлять активность, способствуя профессиональному развитию педагогов. Для молодых педагогов творческая среда способствует личностному росту, самообразованию, развитию творческого потенциала, что в целом обеспечивает успешную профессиональную адаптацию. В МДОУ № 3 14 % педагогов позиционируют среду своего учреждения как карьерную. Остальные 86 % педагогов и старший воспитатель определяют среду своего учреждения как творческую.

Дальнейшее исследование заключалось в определении уровня адаптированности начинающих педагогов дошкольного образования в профессиональной среде ДОУ. Для этого по каждому педагогу, принявшему участие в эмпирическом исследовании, мы провели персонифицированный анализ внешних и внутренних факторов профессиональной адаптации (Индивидуальные карты профессиональной адаптации).

Из полученных данных видно, что в МДОУ № 1 средний уровень адаптированности у 5 педагогов (71 % ), низкий уровень у 2 педагогов (29 % ). Высокий уровень отсутствует.

В МДОУ № 2 отсутствует низкий уровень адаптированности, средний уровень у 3 педагогов (60 % ), высокий уровень у 2 педагогов (40 % ).

В МДОУ № 3 низкий уровень адаптированности у 1 педагога (14 % ), средний уровень у 3 педагогов (43 % ), высокий уровень у 3 педагогов (43 % ).

Наиболее благоприятная ситуация складывается в МДОУ № 2, где полностью отсутствует низкий уровень адаптированности.

Из всех 19 молодых педагогов относительно благоприятный прогноз профессионального развития имеют 58 % — 11 человек, благоприятный прогноз профессионального развития у 26 % (5 человек), неблагоприятный прогноз профессионального развития выявлен у 16 % (3 человека).

В целом, в результате исследования можно сделать вывод, что процесс профессиональнойадаптацииначинающегопедагогасопряженсразнообразнымирисками. Трудности объективного характера (внешние факторы адаптации), возрастающие в контексте требований профессионального стандарта педагога, усугубляются на фоне субъективных затруднений (внутренние факторы адаптации). Поэтому обеспечение процесса профессиональной адаптации начинающего педагога предполагает внешнюю помощь со стороны педагогического коллектива.

Список использованной литературы:

1. Васильчук, Г.Т., Ионас, И.В. Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога (результаты социологического исследования г. Кемерово) // Сборник статей II межрегиональной научно — практической конференции «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление». – Кемерово: МБОУ ДПО «НМЦ», 2015. 136 с.

2. Кузнецова, Е.А., Кухлинская, В.В. Что требуется для саморазвития начинающего воспитателя // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2010. – № 2. – С. 20-23.

3. Назарова, О.В. Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Назарова Ольга Владимировна – Ставрополь, 2003. – 160 с.

4. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Сластенин В.А., Каширин В.П. – М.: «Академия», 2006. – 480 с.

5. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 366 с.

Якимович Н.А., Першина Т.В.

Опубликовано: ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ: Сборник статей по итогам Международной научно — практической конференции (Самара, 08 января 2018). / в 2 ч. Ч.2 — Стерлитамак: АМИ, 2018. — 228 с.