Повышение психологической грамотности педагогов дошкольного образования

08 Фев 2014, Автор: admin

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.

Федеральные государственные требования устанавливают необходимость повышения психологической грамотности педагогов дошкольного образования и психологического сопровождения всего образовательного процесса: «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются с обязательным психологическим сопровождением».

В России в системе образования идея психолого-педагогического и медико-социального сопровождения стала реализовываться только с 1994 года.

Целью службы психологического сопровождения и повышения психологической грамотности педагогов дошкольного образования является создание в дошкольном учреждении социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

Задачи:

1. Диагностика индивидуальных особенностей детей, выявление их интересов и способностей, условий развития.

2. Выявление возможных негативных факторов в развитии личности ребенка, их своевременное преодоление.

3. Помощь в формировании позитивных межличностных отношений с родителями, воспитателями, сверстниками, в решении проблем социализации.

4. Психологический анализ учебно-воспитательного процесса и составление обоснованных практических рекомендаций по повышению его качества.

5. Оказание консультативной помощи родителям и педагогам в решении психологических проблем.

6. Пропаганда психологической грамотности среди педагогов и родителей.

В основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежат психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблему осуществления развивающего обучения можно решить через четкое осознание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движение.

Деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе по следующим направлениям:

Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.

Психологическое просвещение – повышение психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей, осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, Родительские клубы, психологическая газета.

Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг)) – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении, а значит и диагностировать их.

Так как мы отслеживаем норму развития ребенка, и знаем кризисные периоды и новообразования разных возрастных этапов, можно выделить проблемные зоны, такие как

— адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 лет и старше), т.к. дети приходят в детский сад в разном возрасте.

— кризис 3-х лет.

— отслеживание возрастных новообразований по основным критериям на каждом возрастном периоде

— готовность к обучению в школе.

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей.

Хочется отметить, что у педагогов-психологов есть помощники педагоги и воспитатели, которые так же отслеживают результативность педагогической деятельности.

Психологическое консультирование (индивидуальное, групповое) – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем.

Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций, как правило, по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями.

Психологическая коррекция и развивающая работа (индивидуальная, групповая).

Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Этот уровень может быть, как ниже среднестатистического, так и выше (работа с одаренными детьми).

За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

.

Психологическая грамотность необходима не только педагогам дошкольного образования, но и «начинающим» родителям. Форум будущих мам приглашает обсудить самые разные темы, связанные с развитием и воспитанием ребенка от зачатия до 7 лет.