Cубъектно-ориентированное общение родителей как фактор формирования самооценки у детей 5-6 лет в продуктивной деятельности

15 Июл 2018, Автор: admin

Аннотация: Общение родителей с ребенком, является не просто связью в ходе, которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене опытом, взаимовлиянии, взаимопонимании, но именно это общение помогает детям развивать уверенность в себе, чувство достоинства, хорошие отношения с другими, что оказывает влияние на формирование самооценки.

Ключевые слова: субъектно-ориентированное общение, самооценка, родительское общение.

Субъектно-ориентированное общение родителей является одним из факторов формирования самооценки у детей пяти лет в продуктивной деятельности. Родительское общение в целом играет важную роль в социализации ребенка старшего дошкольного возраста, оказывая всестороннее влияние на развитие его личности через реализацию возрастных потребностей в самостоятельности и сотрудничестве, принятии, самопринятия и самооценки, а также эмоциональной поддержке, в формировании системы позитивных субъективных отношений к себе, своему окружению, миру в целом.

По мере развития ребенка влияние разных факторов, определяющих его самооценку, меняется. В исследовании С.Н. Сорокоумова отмечается, что в возрасте пяти лет на отношение ребенка к себе начинает влиять оценка сверстника, и самооценка также связана с предметной деятельностью, но в отношение к себе начинает закрепляться полученный опыт взаимоотношений ребенка с взрослыми и, особенно со сверстниками в предметной деятельности.

В этом возрасте успешность предметной деятельности особенно связана с предполагаемыми ребенком оценками этих деятельностей другими людьми.

Таким образом, после прохождения кризиса трех лет, на котором отношение к себе преломляется через успешность в достижении результата в предметно – практической деятельности, основным источником его отношения к себе продолжает выступать опыт в продуктивной деятельности. Также в возрасте пяти лет ребенок перестает связывать самоотношение со своими успехами / неуспехами в продуктивных видах деятельности напрямую [5].

Ребёнок старшего дошкольного возраста может объективно проанализировать результат своей деятельности или поступка с помощью взрослого, который помогает ему оценить поступок, результат деятельности путём сравнения с аналогичными поступками или результатами деятельности других детей. Если ребёнок умеет сравнивать себя с другими в аналогичных ситуациях, он сможет дать себе правильную оценку.

Родительскоеобщениевэтомвозрастепродолжаетигратьважнуюрольвформировании самооценки ребенка через направленность взаимодействия на удовлетворение потребностей ребенка, которые позволяют чувствовать себя нужным, формируют стремление к позитивной активности, сотрудничеству, самостоятельности, саморазвитию, самопринятию и принятию другого [3].

Особое значение имеет ориентированность родительского общения, его субъектно-ориентированный или объектно-ориентированный характер [1]. Субъектно-ориентированное общение направлено на стимулирование субъектно-личностного развития и включает в себя отношение к ребенку как к субъекту, осознанное воздействие на его субъектные свойства, создание условий для собственного субъектного опыта ребенка, трансляцию взрослым своих субъектных качеств растущему человеку.

Субъектно-ориентированное общение направлено на реализацию развития в русле собственных потребностей ребенка через стимулирование:

— осознанной активности;

— осознания своей индивидуальности;

— осознания своих способностей;

— осознания своих сильных качеств;

— осознания свободы выбора и ответственности за него;

— самопринятия;

— саморазвития [6].

Это создает у ребенка чувство свободы и уверенности в своих силах, удовлетворенности, снижает проявления тревоги, фрустрации и разочарования, начинает формироваться адекватная самооценка. Кроме того, субъектно-ориентированное общение направлено на развитие у ребенка понимание и принятие себя и другого человека, поэтому оно будет способствовать благополучию ребенка и в социальных отношениях.

Субъектно-ориентированное общение родителей осуществляет направленность на осознание ребенком своих уникальных качеств и возможностей, стимулирование стремления ребенка к саморазвитию, осознанную активность, тем самым, создавая благоприятную среду, позволяющий ребенку реализовать потребности в успехе, в достижении результата, на который ребенок способен. Поскольку родители способствуют осознанию ребенком своих реальных возможностей, то можно утверждать, что cубъектно-ориентированное общение родителей является одним из факторов формирования самооценки у детей пяти лет в продуктивной и любой другой деятельности.

Список использованной литературы

1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. – М., 2013.

2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан // Акад. пед. и соц. наук, Моск. пед.-соц. ин-т. – М.: Воронеж, 2010. – 304 с.

3. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 2012.

4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред.пед.учеб.заведений.-М.:Издательскийцентр«Академия»,2013.

5. Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений / С.Н. Сорокоумова // Психолог в детском саду. – 2013. – № 3. – С. 93.

6. Суворова О.В. Cемейная среда как фактор развития субъектности старшего дошкольника: теоретико-концептуальные аспекты: монография / О.В. Суворова. – Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высшего проф. образования «Нижегородский гос. пед. ун-т». – Нижний Новгород, 2014. – 128 с.

Горохова С.А.

Опубликовано: ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ: Сборник статей по итогам Международной научно — практической конференции (Самара, 08 января 2018). / в 2 ч. Ч.2 — Стерлитамак: АМИ, 2018. — 228 с.