Экологизация образования: М. Монтессори

23 Июн 2014, Автор: admin

montessoryВ оценке воспитательного значения природы итальянский педагог М. Монтессори близка Ф. Фребелю: «Наилучший способ укрепить силы ребенка – это погрузить его в природу. Ребенок принадлежит природе и должен черпать из нее силы, необходимые для развития его тела и духа. Природа влияет даже материально на рост организма».

М. Монтессори критикует родителей и воспитателей, находящихся во власти предрассудков, считающих, что хорошее воспитание заключается в приказании не рвать цветов и не мять травы, когда ребенок бегает между цветочными клумбами, «как будто для удовлетворения физиологических потребностей своего тела ему довольно двигать ногами и вдыхать свежий воздух!».

Но если для полноценного физического развития необходимо предоставить ребенка живительным силам природы, то также необходимо для его психической жизни привести душу ребенка в общение с мирозданием, чтобы обогатить ее непосредственными воспитательными силами живой природы. Средством для достижения этого является направление ребенка к земледельческим работам, к разведению растений и животных, а следовательно, к сознательному наблюдению природы.

М. Монтессори в работе «Дом ребенка» выделяет ряд положений, раскрывающих влияние природы на жизнь ребенка:

1. Ребенок, приступая к наблюдению природы, постепенно начинает заботиться о живых существах.

2. Ребенок самостоятельно учится предусмотрительности, когда узнает, что жизнь посаженных им растений, животных зависит от его заботы о них. Между ребенком и живыми организмами зарождается какая-то таинственная связь, заставляющая его выполнять известные, определенные акты без вмешательства педагога.

3. В процессе труда в природе дети приучаются к терпению, доверчивому ожиданию, когда они кладут в землю семя и ожидают его всходы, видят первое проявление бесформенного растеньица и следят за его ростом, цветением и превращением цветка в плод, замечают происходящие с ними изменения, сравнивают. Так дети постепенно приобретают спокойную уравновешенность сознания.

4. Ребенок должен следовать по естественному пути развития человечества, такое воспитание приводит в гармонию эволюцию отдельной личности с эволюцией всего человечества.

Для осуществления этого при домах ребенка необходимо содержать животных, выращивать растения, пусть это будут рыбки, голуби, американские курочки, садики, участки земли. Если это невозможно, следует расставить на террасе цветочные горшки, а по стенам пустить вьющиеся растения. Монтессори, подобно Ф. Фребелю, считает в крайнем случае годным для этой цели даже горшок цветов на окне.

Таким образом, Монтессори сходится во мнении с Фребелем в признании важности для детей ухода за животными и растениями, ухода за своей грядкой.

В работе «Упражнения с Монтессори-материалом» в главе «Космическое воспитание» педагог отмечает, что центральной идеей космического воспитания является познание человека во всем его многообразии и сложности, понимание его места в культуре, истории, природе. Человек – не сторонний наблюдатель природы, а существо космическое, глубоко изучающее все, что происходит в космосе внутри, ищущее в себе, между всеми людьми планеты.

М. Монтессори этой идее придала дидактический смысл, показав как реально воплотить эти идеи в жизнь, работая с детьми, научить малыша быть наблюдательным, бережливым по отношению к природе.

М. Монтессори разработала специальные занятия, в основу которых легли упражнения, опыты, в которых дошкольникам предлагался инструмент самостоятельного познания природы. Например, переливание воды с целью ознакомления с ее свойствами, ориентировки в окружающем мире; уход за срезанными цветами с целью формирования представлений о способах составления букетов, о необходимости воды для жизни растений; развитие эстетических чувств, координации движений и т.д.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – С. 48-50.