Элементы развивающей природной среды в ДОУ
17 Авг 2014, Автор: adminДошкольные учреждения отличаются друг от друга материальными возможностями, уровнем экологизации развивающей природной среды (РПС), направлениями деятельности педколлектива. Это предопределяет необходимость вариативного подхода к организации развивающей природной среды. Любая РПС состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль. Перечислим функциональные роли различных элементов развивающей природной среды и приведем способы их использования для проведения разнообразных занятий.
Элементы РПС | Функциональная роль | Формы и методы работы |
Экологическая комната (класс) | Обучающая;
релаксационная |
Экологические занятия и игры, самостоятельные игры в уголке природы, просмотр слайдов, видеофильмов о природе |
Лаборатория в ДОУ | Обучающая; познавательная деятельность;
умственное развитие |
Проведение исследовательской работы |
Уголок природы | Релаксационная; познавательная; развитие эмоциональной сферы; приобретение навыков ухода за животными и растениями, воспитание бережного отношения к ним | Наблюдения, уход за растениями, животными |
Зимний сад | Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живой природой | Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения |
Библиотека | Познавательная, воспитание интереса к художественной, научно-популярной литературе | Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждение прочитанного, конкурсы |
Экологическая тропа | Познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной, сенсорной сфер, знакомство с правильным обращением с природой | Проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, практическая деятельность (уход за растениями и т.п.), исследовательская работа |
Огород, сад | Воспитание трудовых навыков, развитие эстетического вкуса, познавательной деятельности; оздоровление, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения | Уход за растениями, наблюдения; выращивание экологически безопасного урожая, знакомство с правилами экологической безопасности |
Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты) | Эстетическая, познавательная, игровая функции, развитие эмоциональной сферы | Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов (альпинарий), элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок для экскурсий, игр, фольклорных праздников |
Музей, картинная галерея | Краеведческая, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая | Экскурсии в местные музеи, галереи, создание собственных музеев |
Изостудия (художественная студия), дизайн-студия | Эколого-эстетическая, эмоциональная | Комплексные эколого-эстетические занятия, изготовление костюмов для праздников, игр, создание иллюстраций к художественным произведениям и собственным сказкам |
Театральная студия (экологический театр) | Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках | Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли |
Музыкальный зал | Эколого-эстетическая | Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий |
Физкультурный зал | Оздоровительная; игровая; развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие | Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в объекты живой и неживой природы |
Бассейн | Оздоровительная, игровая, познавательная | Занятия (например, по блоку «Вода») |
Коридоры, холлы | Познавательная, развивающая, эстетическая | Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов |
Дополнительные помещения (аквацентр, комната космоса, планетарий, туристско-краеведческая комната и т.п.) | Познавательная, эстетическая, обучающая | Проведение занятий, знакомство с отдельными компонентами, явлениями природы |
Компьютерный класс (или отдельные компьютеры) | Развитие умственных способностей, навыков работы на компьютерах | Компьютерные игры экологического содержания, тестирование, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач |
Кабинет труда (ручного, художественного) | Воспитание трудолюбия, навыков рационального природопользования; развитие фантазии | Изготовление поделок из природного и бросового материала, а также оборудования для занятий, конструирование, создание моделей |