Элементы развивающей природной среды в ДОУ

17 Авг 2014, Автор: admin

Дошкольные учреждения отличаются друг от друга материальными возможностями, уровнем экологизации развивающей природной среды (РПС), направлениями деятельности педколлектива. Это предопределяет необходимость вариативного подхода к организации развивающей природной среды. Любая РПС состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль. Перечислим функциональные роли различных элементов развивающей природной среды и приведем способы их использования для проведения разнообразных занятий.

Элементы РПС Функциональная роль Формы и методы работы
Экологическая комната (класс) Обучающая;

релаксационная

Экологические занятия и игры, самостоятельные игры в уголке природы, просмотр слайдов, видеофильмов о природе
Лаборатория в ДОУ Обучающая; познавательная деятельность;

умственное развитие

Проведение исследовательской работы
Уголок природы Релаксационная; познавательная; развитие эмоциональной сферы; приобретение навыков ухода за животными и растениями, воспитание бережного отношения к ним Наблюдения, уход за растениями, животными
Зимний сад Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живой природой Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения
Библиотека Познавательная, воспитание интереса к художественной, научно-популярной литературе Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждение прочитанного, конкурсы
Экологическая тропа Познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной, сенсорной сфер, знакомство с правильным обращением с природой Проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, практическая деятельность (уход за растениями и т.п.), исследовательская работа
Огород, сад Воспитание трудовых навыков, развитие эстетического вкуса, познавательной деятельности; оздоровление, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения Уход за растениями, наблюдения; выращивание экологически безопасного урожая, знакомство с правилами экологической безопасности
Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты) Эстетическая, познавательная, игровая функции, развитие эмоциональной сферы Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов (альпинарий), элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок для экскурсий, игр, фольклорных праздников
Музей, картинная галерея Краеведческая, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая Экскурсии в местные музеи, галереи, создание собственных музеев
Изостудия (художественная студия), дизайн-студия Эколого-эстетическая, эмоциональная Комплексные эколого-эстетические занятия, изготовление костюмов для праздников, игр, создание иллюстраций к художественным произведениям и собственным сказкам
Театральная студия (экологический театр) Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли
Музыкальный зал Эколого-эстетическая Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий
Физкультурный зал Оздоровительная; игровая; развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в объекты живой и неживой природы
Бассейн Оздоровительная, игровая, познавательная Занятия (например, по блоку «Вода»)
Коридоры, холлы Познавательная, развивающая, эстетическая Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов
Дополнительные помещения (аквацентр, комната космоса, планетарий, туристско-краеведческая комната и т.п.) Познавательная, эстетическая, обучающая Проведение занятий, знакомство с отдельными компонентами, явлениями природы
Компьютерный класс (или отдельные компьютеры) Развитие умственных способностей, навыков работы на компьютерах Компьютерные игры экологического содержания, тестирование, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач
Кабинет труда (ручного, художественного) Воспитание трудолюбия, навыков рационального природопользования; развитие фантазии Изготовление поделок из природного и бросового материала, а также оборудования для занятий, конструирование, создание моделей