Функции экологической развивающей среды в ДОУ
16 Авг 2014, Автор: adminАнализ рассматриваемых определений среды показал, что они в той или иной степени содержат характерные особенности, присущие каждой среде, в том числе и экологической, которая функционирует, регулируется, развивается, изменяется.
Эти особенности определяют основные функции экологической среды. К ним относятся: развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная и практико-ориентированная. Рассмотрим их содержание.
Развивающая функция определяет:
– совершенствование психических процессов и их свойств;
– развитие эмоций и чувств, отражающих значимость природы для каждого ребенка;
– характерные детские виды деятельности;
– развитие нравственных норм и правил поведения в природе;
– позитивные отношения к живым объектам;
– оценочные суждения, развивающиеся и складывающиеся от подражания оценкам взрослых до выражения отношений к себе и другим;
– адекватное реагирование на изменение экологической ситуации;
– развитие нравственных привычек, коммуникаций;
– рефлексивные качества личности (самоанализ, самооценку, самосознание);
– эмпатию.
Адаптационная функция характеризуется способностью ребенка быстро и адекватно реагировать, приспосабливаться и привыкать к изменениям в экологической среде. Здесь для детейдошкольников очень важно наличие ритуалов (поздороваться с растениями, животными, обитающими в группе), традиций, например, ежегодное проведение экологических акций.
Оздоровительная функция проявляется в широком и многообразном использовании природных факторов для оздоровления организма: водные и воздушные процедуры; солнечные ванны; песочная терапия; использование звуков природы в виде аудиозаписей на занятиях, в рекреационных паузах, для релаксации. Все это способствует активизации природных (биологических) жизненных сил ребенка.
Корректирующая функция направлена на динамику экологически оправданного поведения (отсутствие жестоких поступков, наличие гуманных проявлений). Это особо значимо в группах, где воспитывают детей с особенностями развития: задержка психического развития, педагогическая запущенность, социальная депривация, сенсорное голодание, низкая чувствительность к цветовым, звуковым, тактильным, вкусовым ощущениям; в группах коррекции речевых нарушений и патологий.
Воспитательная функция заключается в воспитании у ребенка понимания самоценности живого на земле, ценностного отношения к жизни, системы ценностей единения Человека и Природы, ценности природы как естественной среды обитания, ценности удовольствия от пребывания в природе и ценностей общения с другими живыми существами, ценности познания окружающей природы для жизнедеятельности, творческого процесса.
Познавательная функция раскрывает понятия целостности мира, системности окружающего, причинно-следственных связей в природе. Познавательные способности совершенствуются от первичных ощущений к целенаправленным наблюдениям, субъективным обобщениям через экспериментирование путем творческого применения знаний, знакомство со средствами, обеспечивающими информационную компетентность: энциклопедии, компьютерные и теле-видеопрограммы, природоведческая книга, собственные длительные наблюдения.
Практико-ориентированная функция нацеливает педагогов на формирование у детей умений обеспечить и сохранить благоприятные условия для нормального функционирования (жизнедеятельности) живых организмов, учитывать особенности приспособления при изменении их места обитания, предупреждать неправильные поступки сверстников в природе, соблюдать правила взаимодействия с окружающей природой.
Таким образом, экологизация развивающей природной среды в ДОУ должна способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.
.
Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.