Элементы развивающей природной среды в ДОУ. Лаборатория

21 Авг 2014, Автор: admin

Лаборатория – еще один новый элемент экологической развивающей среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Выделение под лабораторию небольшого отдельного помещения позволяет ребенку проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. (Условия в экологической комнате или помещении группы затрудняют такой вид детской деятельности в силу поставленных педагогом ограничений: нельзя проливать воду, рассыпать песок, глину на столе, на полу и т.д.). Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В качестве оборудования, материалов для проведения опытов используются вторичные, в частности упаковочные, материалы (стаканчики, коробки из-под продуктов и т.п.). Выделение отдельного помещения для лаборатории способствует повышению интереса детей к исследовательской работе.

Н.О. Никонова и М.И. Талызина приводят примеры возможной работы в «лаборатории природы».

Младший возраст.

В основе работы с младшими детьми лежит развивающее взаимодействие взрослого и ребенка. Работа начинается со второй половины года, когда дети уже получили элементарные знания и навыки работы в уголке природы.

В отведенном для «лаборатории природы» месте на низкую подставку устанавливается большой аквариум с водой или другая емкость. Подбираются различные сосуды с узким или широким отверстием, разной формы, небольшие предметы, плавающие и тонущие.

Дети, сначала в совместной деятельности с воспитателем, а потом самостоятельно, изучают свойства воды: вода льется; из разных сосудов льется по-разному; вода прозрачная, через нее видно, что есть в аквариуме (сравнить с молоком, через которое не видно чайной ложки); в воде одни предметы плавают, другие тонут; на морозе вода превращается в лед; снег белый, холодный, мягкий; в тепле снег тает, превращается в воду.

Каждое свойство изучается и обсуждается отдельно. Каждая самостоятельная инициатива ребенка поощряется.

Дети и воспитатель поливают растения каждый из своей лейки. После поливки педагог спрашивает: «Зачем мы поливаем растения?» (растения живые, они пьют воду, чтобы жить и расти, поэтому мы их поливаем).

Воспитатель и дети обтирают растения тряпочкой. В дальнейшем дети это делают самостоятельно, когда захотят и сколько захотят. По завершении работы воспитатель спрашивает: «Зачем мы обтирали растения?» (Растения живые, листиками они дышат. На листочках очень маленькие, почти незаметные дырочки-устьица, с помощью которых растения дышат. Дети дышат через дырочки в носу. Если ребенок простудился и нос заложен, то дышать трудно. Растению тоже трудно дышать, если устьица забиты пылью).

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.