Элементы развивающей природной среды в ДОУ. Музеи

24 Авг 2014, Автор: admin

Музеи. Выделяются два направления использования музейной педагогики в целях экологического образования: посещение музеев (краеведческих, естественнонаучных, исторических, ландшафтных под открытым небом, картинных галерей, выставок) и создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях. Эти направления являются относительно новыми для детских садов. В качестве элементов предметной развивающей среды создаются ландшафтно-этнографические мини-музеи, музеи природы, картинные галереи. Ландшафтно-этнографические музеи позволяют познакомить дошкольников с национальными и природными особенностями региона, с использованием ресурсов и отношениями людей и природы в конкретном регионе, с экологическими проблемами на примере своей местности.

Для музея может быть выделено отдельное помещение или отдельные участки релаксационных холлов, групп. Музеи природы играют большую познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и воспитателей. Музеи могут играть большую роль в сотрудничестве детского сада с семьей. Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных детьми вместе с родителями (отдельные коллекции); красивых камней, коллекций марок, открыток о природе. Каждый семейный экспонат снабжается этикеткой, на которой указаны фамилия и имя ребенка, а также место, где экспонат найден. В музеях дошкольных учреждений также недопустимо использование чучел.

Для создания картинных галерей рационально использовать стены холлов и коридоров, в том числе и лестничных. В целях экологического образования здесь могут быть размещены пейзажи, «портреты» животных. Желательно, чтобы в таких галереях были представлены работы разных видов: живопись, графика, художественная фотография. Особый уют создают композиции из сухих растений, сделанные руками педагогов. Картины меняются в зависимости от тематики занятий. Здесь же периодически вывешиваются рисунки детей. Размещение детских работ среди настоящих картин очень важно для самоутверждения детей.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.