Элементы развивающей природной среды в ДОУ. Уголок природы

22 Авг 2014, Автор: admin

Уголок природы – достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений, однако его оформление и содержание приобретают новую специфику, связанную с задачами экологического образования. Очень часто состав животных и растений в уголке формируется стихийно, без учета образовательно-воспитательных задач.

Видовой состав животных. В течение многих лет в живом уголке рекомендовалось содержать как типично комнатных животных (морская свинка, золотистый хомячок и т.п.), так и диких, которых дети вместе со взрослыми могут принести с прогулки (еж, дикие птицы, лягушки). Например, воспитателю предлагалось «в качестве сезонного материала» помещать в уголок природы «растения и животных, наиболее характерных для данной климатической полосы». Однако лишая животных их естественного окружения, человек тем самым проявляет себя как «хозяин природы», по своей прихоти меняя жизнь живых существ. Кроме того, в дошкольных учреждениях сложно создать условия, сходные с естественными. Обычно под достаточными для содержания животных условиями подразумевают наличие пищи и небольшого пространства (как правило, тесной клетки). Однако у каждого животного для нормального существования кроме воды и пищи должны быть определенная территория для жизни, контакты с другими обитателями, чистый воздух и многое другое, что в помещении обеспечить крайне сложно. Многие живые уголки представляют собой нагромождение клеток с различными животными (с устойчивым неприятным запахом). Следовательно, в живом уголке лучше не содержать диких животных, обитающих в той зоне, где находится дошкольное учреждение. Исключение может быть сделано лишь для нуждающихся в помощи человека: брошенных, раненых, замерзших и т.п. В состав живого уголка рекомендуется включать прежде всего виды, которые не могут прожить в данной природной зоне без помощи человека и которые широко разводятся в домашних условиях (канарейки, попугайчики, некоторые виды грызунов и т.п.).

Л.А. Каменева предъявляет следующие требования к обитателям уголка природы:

1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольников.

3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.

5. Уголок природы является местом труда и наблюдений детей, поэтому уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). С этой целью подбираются неприхотливые обитатели уголка природы, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения ДОУ с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т.д.

При подборе видового состава обитателей живого уголка Н.А. Рыжова рекомендует учитывать следующие аспекты: 1) географический – желательно иметь в уголке представителей разных континентов, при этом местообитания животных и растений наносятся на настенную географическую карту, которая служит дидактическим пособием для проведения занятий; 2) экологический – представлены животные различных сред и условий местообитания (водные, летающие; животные, приспособленные к условиям обитания в жарких и холодных странах, и т.д.); 3) систематический – представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные и т.д.); 4) природоохранный – содержатся виды, охраняемые в своих странах (но только те, которые у нас разводятся в домашних условиях).

Видовой состав растений. Очень часто комнатные растения живого уголка предназначены для выработки у дошкольников навыков ухода за растениями. Однако правильный подбор видов может значительно расширить их функции. При подборе растений для уголка природы следует учитывать аспекты, о которых уже шла речь при описании подбора видового состава животных: 1) географический – представлены растения разных стран, континентов, географических зон; естественные места их произрастания наносятся в виде системы значков на настенную географическую карту; 2) экологический – представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые или влаголюбивые и т.д.); их размещение в живом уголке зависит именно от этих особенностей; 3) биологический – представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы).

Экологические особенности растений можно отразить на специальных табличках: рисунок лейки, наполненной водой, – влаголюбивое растение; почти пустая лейка – засухоустойчивое; незакрашенное солнце – светолюбивое растение; закрашенное полностью – теневыносливое и т.п.

В живых уголках можно разместить и небольшие парники, теплицы для выращивания различных растений. Такие теплицы могут быть как стеклянными, довольно сложными по конструкции, так и более простыми, представляющими собой деревянные перекладины, обтянутые полиэтиленовым материалом.

К настоящему времени накоплен большой опыт содержания комнатных растений, животных, описанный в соответствующей литературе.

Пресмыкающиеся и земноводные содержатся в уголке природы (в террариумах) в первую очередь для того, чтобы разрушить отрицательные стереотипы в отношении к этим животным.

Декоративные птицы, содержащиеся в уголке природы, требуют наибольшей заботы и практически ежедневного внимания.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.