Игротерапия в дошкольном образовании

26 Ноя 2016, Автор: admin

Известно, что в дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра, она дарит ребёнку максимально радости и удовольствия. Различные бытовые ситуации можно переносить на игру и таким образом, играя, решать какие — то задачи, можно сказать, учиться, играючи.

Детские игры необходимы для эмоционального, физического, интеллектуального и социального развития ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет большое значение в развитии детей. Игра способствует позитивной социализации ребёнка. В игре можно импровизировать, придумывать образы, ситуации, тем самым узнавать об окружающем мире всё больше и больше. Благодаря игре в дошкольном возрасте формируются психические процессы: память, внимание, воображение, речь и т.д.

Игровая деятельность ребёнка бывает разной:

— игры, развивающие необходимые социальные навыки;

— обучающие (дидактические) игры;

— игры, развивающие речь (логопедические);

— психологически направленные игры, способстивующие личностному и эмоциональному развитию.

Для взаимодействия ребёнка и педагога эффективным способом является игротерапия.

Игротерапия – это одна из разновидностей арт-терапии, которая базируется на применении ролевой игры для эффективного взаимодействия с клиентом. В дошкольном возрасте клиентом является обучающийся в ДОУ.

С помощью создания педагогом определенных игровых условий, специалист способен проанализировать поведение детей в различных ситуациях и выявить различные нарушения в развитии ребёнка. Задавая условия игры педагог контролирует те или иные аспекты процесса игры и наблюдает за самостоятельным решением ребёнка данных ситуаций. Данный подход к детям являются весьма мягкими и не травмирующими, что делает их идеально подходящими к работе с детьми.

Существуют совершенно разные методики, которые зависят от того, какие конкретно игрушки или условия игр используются, но все их можно поделить на активные и пассивные. Для активной игротерапии преднамеренно отбирается определенный ряд игрушек, которые пациент самостоятельно рассматривает, выбирает из них те, которые ему пригодятся для игры. Таким образом, осуществляется работа с сугубо символическим воображением и переживанием ребенка, поскольку отобранные им игрушки зачастую могут нести в себе символ определенного образа, психологической проблемы. Обычно специалист не только задает условия игры, но и принимает в ней участие.

Игротерапия в дошкольном возрасте весьма актуальна, поскольку через игру ребёнок выражает все свои чувства, эмоции, переживания. Педагогу значительно легче работать с ребёнком, зная все его несильные стороны. «Учимся, играя» – девиз игротерапии!

Благодаря игре, ребёнок получает всестороннее развитие и формирует социальный и бытовой опыт для дальнейшей жизни.

Таким образом, игротерапия может направлять развитие ребёнка в различное русло, начиная от простой эмоциональной разгрузки, которая очень часто показана дошкольникам и заканчивая полноценной коррекцией задержек в развитии.

.

Полякова А.И., Тырина М.П.

Опубликовано: Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (22 ноября 2016 г., г. Сургут). / в 4 ч. Ч.3 – Стерлитамак: АМИ, 2016. – С. 86-87.