Игровая деятельность как механизм развития дошкольников

13 Мар 2018, Автор: admin

Все люди играют в игры, будь то примитивные «стрелялки» на компьютере или же запутанные квесты, где им приходится использовать все свои способности и умения. Играть человек начинает с самого младенчества, и уже к 3-7 годам сюжетно-ролевая игра становится ведущим видом деятельности ребенка, и, разумеется, несет в себе большую психологическую нагрузку.

Слово «игра» в строгом смысле слова не является научным термином и может быть употреблено во множестве значений, в том числе и как психологический термин. Согласно определению, предложенному Д.Б. Элькониным, игра – это воссоздание какого-либо вида деятельности, при котором из нее выделяется социальная суть – ее принципы, условия и нормы, регулирующие отношения между участниками. Основная потребность к игре в дошкольном возрасте заключается в том, что у ребенка возникает интерес к окружающему миру, и в своих играх он начинает отражать социальную действительность и подражать взрослым (к примеру, игры в доктора и пациента, в дочки-матери, в воспитателя и ребенка и т.д.).

Ролевая игра в дошкольном возрасте становится ведущим фактором в психическом развитии ребенка. В условиях игровой деятельности развиваются его познавательные процессы, улучшается воображение, на новый уровень выходят обобщение и абстракция, создаются новые условия для развития всех видов памяти, активно развиваются речевые и коммуникативные навыки, возникают новые стимулы и мотивы, потребности, чувства, создаются благоприятные условия для развития воли. Можно сказать, что игра развивает ребенка не только как личность, но и как субъект познавательной деятельности: каждый раз, играя, ребенок узнает и усваивает что-то новое для себя. Основными особенностями игры как специфического вида деятельности человека являются, прежде всего: замещение настоящих предметов и средств условными, совпадение цели игры и мотива к ней и наличие воображаемой ситуации.

Так как в дошкольном возрасте игры приобретают особый смысл для ребенка то, следовательно, изменяются их особенности. Прежде всего, игра несет в себе элемент познавательной активности. Если изначальное стремление играть, к примеру, во врача вызвано у ребенка внешней привлекательностью костюма (белый халат, шприц, градусник, фонендоскоп и т.д.), то есть визуальной составляющей этого вида деятельности, то в процессе игры ребенок узнает о социальном статусе врача и его деятельности.

Многие отечественные психологи и педагоги выделяют такую особенность игры, как большая чувствительность к сфере человеческой деятельности. Эта особенность ярко отражается в игровой деятельности дошкольников, например, пока ребенок не посещает детский сад и курсы подготовки к школе, он не включен в эти виды социальной активности. Но стоит ему посетить одно из этих учреждений в качестве ученика, он мгновенно включает это в свои игры: начинает «обучать» родителей, игрушки, сверстников и т.д. Также дошкольники в игре особое внимание обращают именно на профессиональные функции, которые выполняет взрослый человек в ходе своей деятельности, т.е. в роли «учителя» ребенок будет ставить «двойки», общаться с «родителями ученика», вызывать к доске и т.д.

Необходимо отметить, что чрезвычайно важным аспектом игр дошкольников и игры с дошкольниками для воспитывающих взрослых, играющих с детьми, организующих и сопровождающих процесс игры дошкольников должно стать освоением детьми нравственных норм и правил поведения, нравственных качеств личности. И здесь большую важность обретает степень понимания воспитывающими взрослыми «нравственности в отличии от морали, добра в отличии от зла», нравственного развития и абсолютных общечеловеческих нравственных ценностей в отличии от развития и ценностей как таковых.

Таким образом, следует отметить, что любые игры ребенка в дошкольном возрасте оказывают огромное влияние не только на его развитие, но и на его дальнейшую жизнь. Родителям следует включать своих детей в игры, играть с ними, и, разумеется, незаметно контролировать игровой процесс ребенка извне, чтобы избежать появления и закрепления различных деструктивных наклонностей личности.

По материалам: Назарова А.М. Психологические особенности игровой деятельности дошкольников // Инновационная наука. 2016. №2-4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-igrovoy-deyatelnosti-doshkolnikov (дата обращения: 16.04.2018).