Исторические основы формирования творческой активности личности в дошкольный период

06 Июл 2017, Автор: admin

В педагогике проблема изучения личности обучающегося и формирования у него таких качеств как самостоятельность, инициатива, самодеятельность и активность рассматривается с давних времен.

Аристотель выступал за активное обучение, а Я.А. Коменский призывал даже при наличии руководства со стороны проявлять инициативу и активность. Разрабатывая методы активизации деятельности учеников Коменский отмечал значимость интереса и любознательности в построении обучения. Ж.-Ж. Руссо рекомендовал ориентироваться на природу ребенка и в процессе обучения использовать ситуации, задействующие наблюдательность и стремление к поиску, пробуждающие стремление к знаниям.

Идеи Руссо продолжали развивать Песталоцци, Оуэн, Кант, Байрон. Они отмечали, что использование метода природосообразности пробуждает и развивает задатки ребенка. А Дистерверг также выступает за природосообразное развитие ребенка и высказывается против деспотизма в обучении, который рассматривает как сдерживающий развитие ребенка фактор.

Западноевропейская педагогическая мысль наложила отпечаток на русскую педагогику, в которой также обращалось внимание на необходимость дать детям волю в своих проявлениях, корректно направляя при этом их деятельность (И.И. Давыдов). В.Ф. Одоевский обращает внимание на педагогическое сопровождение ребенка на пути от «бессознательных понятий к сознательным». Д.И. Писарев отмечает важность «искоренения пассивности» и роль активности в развитии мышления человека. Примечательной является позиция Н.А. Добролюбова, который призывал поддерживать стремление ребенка к деятельности, что развивает смелость и самостоятельность ума.

К.Д. Ушинский также придерживался идеи активности в обучении и четко разграничивал своеволие и потребность в свободной деятельности. Русская педагогическая мысль подчеркивает значение волевых качеств и их формирования для преодоления различных трудностей. Этих идей придерживались П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, Н.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт. Данные ученые рассматривали роль анализа и рассуждения в самостоятельной деятельности, формирование опыта исследовательской деятельности, педагогического сопровождения и саморазвития.

На сегодняшний день вышеобозначенные идеи остаются актуальными и значимыми. В работах Н.К. Крупской подчеркивается важность познавательной активности, самостоятельности и инициативы, исследовательской деятельности, отмечая при этом организационный аспект образовательной работы, планирование образовательного процесса и распределения усилий для обеспечения осознанного и вдумчивого отношения к деятельности и достижения ее эффективного результата.

В педагогической системе А.С. Макаренко акцентируется уважение к личности, но при наличии строгости и требовательности. Автор рассматривал проблему воспитания коллектива, который также воздействует на индивидуальность и способствует развитию личности ребенка.

В современной педагогике активность личности рассматривается на основе положений Л.С. Выготского, который связывает активность с преобразующей деятельностью и выделяет воспроизводящий (репродуктивный) и комбинирующий (творческий) виды деятельности. По его мнению активность невозможна без инициативности и проявления самостоятельности для успешного развития деятельности. Важное значение приобретает целеполагание, актуализация имеющихся знаний и способов деятельности, планирование предстоящей работы и корректировка действий при неточностях и ошибках в достижении результата. Все это говорит о высоком уровне развития ребенка. Данную идею поддерживает П.И. Пидкасистый и также выделяет в учебной деятельности репродуктивный и продуктивный процессы, которые являются взаимосвязанными и, способствуя формированию самостоятельности в учебной деятельности, обеспечивают формирование предпосылок данного качества в других видах деятельности.

При этом основой для творческой деятельности становятся репродуктивные элементы, а при взаимодействии репродуктивного и продуктивного происходит последовательное формирование субъекта деятельности.

Рассматривая понятие активности Т.И. Шамова трактует его как «отношение ученика к содержанию и процессу познания» и выделяет в нем три уровня: репродуктивный, интерпретирующий и творческий. При этом автор затрагивает и такое понятие как самостоятельность и отмечает ее значение в реализации «этого отношения в действии».

М.М. Фатхуллиным были выделены низшая и высшая ступени активности, причем высшей считается творческая активность. Исследователь отмечает, что высшей формой активности человека и одной из ее характеристик является творчество. При этом творческая активность проявляется в различных видах творчества (познавательном, техническом, художественном и др.), которые накладывают на активность специфический отпечаток в зависимости от того, какими существенными признаками обладает та или иная деятельность. Это говорит о том, что понятия активности и творчества оказывают влияние друг на друга, являются взаимодействующими и взаимопроникающими.