Классификации экспериментов дошкольников

23 Сен 2014, Автор: admin

В основу классификации экспериментов дошкольников могут быть положены разные принципы.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

─ опыты с объектами неживой природы;

─ опыты с растениями;

─ опыты с животными;

─ опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

─ в групповой комнате;

─ на участке;

─ в лесу, на поле и т.д.

3. По количеству детей:

─ индивидуальные (1-4 ребенка);

─ групповые (5-10 детей);

─ коллективные (вся группа).

4. По причине проведения:

─ случайные;

─ запланированные;

─ поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

─ эпизодические (проводимые от случая к случаю);

─ систематические.

6. По продолжительности:

─ кратковременные (5-10 минут);

─ длительные.

7. По месту в цикле:

─ первичные;

─ повторные;

─ заключительные и итоговые.

8. По характеру мыслительных операций:

─ констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

─ сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

─ обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

9. По способу применения в групповой комнате:

─ демонстрационные (при которых в группе имеется всего один объект, находящийся в руках педагога). Воспитатель сам проводит опыт (демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами;

─ фронтальные (у детей имеется раздаточный материал на столах для экспериментирования).

 .

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.