Циклический подход к организации деятельности наблюдения дошкольников

08 Сен 2014, Автор: admin

Многолетняя практика убеждает в эффективности циклического подхода к организации деятельности наблюдения дошкольников, предложенного С.Н. Николаевой. Его суть – проведение вне занятий цикла наблюдений на одну тему. Каждый отдельный цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом природы. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное содержание. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное, надежное их усвоение.

Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему знаний о растениях или животных, которые живут по соседству с ним.

Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.

Цикл наблюдений, как организационно-методическая форма педагогического процесса, имеет ряд достоинств:

– каждое новое наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления;

– достоинством цикла является и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим на длительный срок;

– многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях без побуждения и руководства воспитателя;

– проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий, делает работу с детьми разнообразной.

При организации циклических наблюдений С.Н. Николаева считает важными следующие моменты:

1. Компактное проведение цикла. Одно наблюдение должно следовать за другим, без больших разрывов во времени. Содержание, «наслаиваясь», укрепляет единую систему знаний об объекте.

2. Преобладание визуального источника знаний над словесным.

3. Охват наблюдениями всех детей. Каждое наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз.

4. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных. Для запланированных наблюдений необходимо специально создавать условия (чтобы объект делал то, что мы наблюдаем).

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.