Методические основы формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

05 Фев 2018, Автор: admin

Аннотация: В данной статье поднимается вопрос о целесообразности раннего обучения детей навыкам безопасного поведения, так как они становятся основой профилактики несчастных случаев и детского травматизма. В статье затрагиваются основные формы и методы обучения дошкольников безопасному поведению, положительно влияющие на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка, раскрывается значимость взаимодействия с родителями воспитанников.

Ключевые слова: дошкольное образование, навыки безопасного поведения, раннее обучение, дошкольный возраст, обучение дошкольников безопасному поведению.

Ребенок дошкольного возраста отличается любознательностью, повышенной активностью в познании окружающего мира. Несомненно, эти стремления должны поощряться взрослыми, однако иной раз они становятся крайне небезопасными для ребенка. Поэтому так важно своевременно начать и системно формировать у детей основы безопасного поведения. Данная работа должна начинаться с раннего возраста и быть непрерывной на протяжении всего дошкольного периода. Это требование связано с тем, что детям дошкольного возраста не свойственна защитная психологическая реакция на опасность, присущая взрослому человеку [1].

В исследованиях по заявленной проблематике (И.А. Лыкова, Е.В. Михеева, И.П. Равчеева, Л.М. Таутиева, В.А. Шипунова) выделяют определенную последовательность действий по формированию у детей основ безопасного поведения. Изначально рекомендуется провести диагностическое обследование: выявить уровень знаний и интересов детей, определить сформированность практических умений и навыков. Полученные результаты помогут сформулировать цель и задачи работы в данном направлении [2].

Примерная цель может быть следующей: сформировать у детей основные представления об опасных для жизни ситуациях и способах поведения в них, добиться осознанности в выборе способов безопасного поведения.

Данная цель может быть достигнута при решении следующих задач:

— дать детям представления об опасных и вредных для здоровья и жизни факторах окружающей среды;

— формировать навыки адекватной реакции на различные жизненные ситуации;

— активизировать желание и потребность в приобретении навыков безопасного поведения;

— способствовать переносу и закреплению полученных знаний о безопасном поведении в культурных практиках;

— формировать положительную эмоциональную реакцию и личностно-значимое отношение к правилам безопасного поведения.

При построении образовательной работы используются различные формы и методы, учитывающие как возрастные и индивидуальные особенности детей, так и их социокультурные различия, особенности семейной культуры, своеобразие бытовых условий, в которых проживает ребенок. Крайне важной является опора на уже имеющийся жизненный опыт детей, учет особенностей их поведения и предпочтений. Беседы и дискуссии с детьми позволяют выяснить, что именно они знают, а педагогические наблюдения за самостоятельной деятельностью показывают, стали ли знания личностно-значимыми и как свой познавательный опыт дети переносят на практику.

Опора на имеющийся у детей опыт поможет взрослому определить направления дальнейшей работы и способы ее организации. Также осознание имеющихся у детей знаний и представлений позволит взрослому избежать дублирования уже хорошо известной детям информации и закрепления ее в интересной и мотивирующей форме. Кроме того, педагог получает возможность спрогнозировать как и когда дать ребенку сведения, которые находятся далеко в зоне ближайшего развития [2].

Принципами построения образовательной работы по формированию основ безопасного поведения являются принцип системности, интеграции, доступности содержания, возрастной адекватности, преемственности семейного и дошкольного воспитания.

В качестве методов используются как общепедагогические методы, так и специальные. К общепедагогическим относятся методы формирования сознания детей, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения, методы контроля эффективности образовательного процесса.

Специальными методами являются наглядные, словесные и практические. Они способствуют эффективному закреплению представлений о правилах безопасного поведения и последствиях их нарушения, отработке полученных представлений в специально созданных или реальных жизненных ситуациях.

Обозначенное направление работы реализуется во всех видах детской деятельности и предполагает активное воспитательное воздействие. Беседы, рассказы, разъяснения, примеры как воспитание словом способствуют осознанию получаемой информации. Упражнения, приучения как воспитание делом, а также включение детей в воспитательные ситуации, поощрения и наказания, педагогическая оценка (воспитание ситуацией) способствуют принятию полученных навыков, их присвоению. Большую роль играют воспитание игрой и воспитание общением, где навыки безопасного поведения становятся собственной культурной практикой каждого ребенка [3].

Как уже отмечалось ранее, при формировании навыков безопасного поведения важно учитывать интересы дошкольников, их стремление к познанию окружающего мира. В исследованиях современных авторов (К.Ю. Белая, Л.Е. Никонова, И.Л. Саво, Р.Б. Стеркина) отмечается, что наиболее эффективной данная работа будет при соблюдении следующих условий:

  • если содержание знаний и умений будет сгруппировано по видам опасности и будет осваиваться детьми в заданной последовательности;
  • если содержание образовательной работы будет даваться детям поэтапно с тщательной отработкой знаний и умений на каждом этапе и последующим закреплении на следующем;
  • если педагоги и родители будут выстраивать образование детей в тесном сотрудничестве и взаимодействии.

Таким образом, планомерная и целенаправленная работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.

Список использованной литературы

1. Гризик, Т.И., Глушкова, Г.В. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова. – М.: Просвещение, 2017. – 96 с.

2. Михеева, Е.В., Ильясова, А.Г. Сущность понятия «здоровье» и его ценностное содержание / Е.В. Михеева, А.Г. Ильясова // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. – 2017. – № 1 (7). URL: http://orenipk.ru/nauka/jour/vpo7-2017.htm (дата обращения 02.01.2018).

3. Чермашенцева, О.В. Обучение дошкольников безопасному поведению / О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2017. – 226 с.

Половинкина Е.В.

Опубликовано: ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ: Сборник статей по итогам Международной научно — практической конференции (Самара, 08 января 2018). / в 2 ч. Ч.2 — Стерлитамак: АМИ, 2018. — 228 с.