Педагогические условия формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста

09 Дек 2017, Автор: admin

Энциклопедическая литература трактует понятие «условия» как «то, от чего зависит нечто другое, обусловлимое». В словаре С.И. Ожегова дано следующее определение: «условия – это обстоятельства, от которых что-либо зависит» [9].

В рамках нашего исследования нас интересует понятие «педагогические условия». По мнению А.М. Новикова, педагогические условия представляют собой «обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают (обуславливают) достижение заранее поставленных педагогических целей» [8].

Ю.Н. Косенко рассматривая вопрос формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в играх, сюжетами которых выступают различные литературные произведения, выделяет следующие педагогические условия:— литературные произведения отбираются специальным образом так, чтобы их содержание стало основой для игровых замыслов и побуждало детей к игровой деятельности;

— поддержка активной позиции ребёнка в процессе восприятия содержания литературных произведений разных жанров;

— индивидуализация образовательного взаимодействия взрослого с ребёнком на основе сотрудничества при моделировании игровых ситуаций и использовании творческих заданий;

— построение воспитателем своей деятельности на основе созидания, проявления педагогического мастерства в руководстве играми по сюжетам литературных произведений.

В исследовании данного автора делается акцент на технологичности стимулирования у дошкольников творческих проявлений [5].

Исследование Н.И. Дереклеевой посвящено формированию творческой активности у детей следующей возрастной ступени – младшего школьного возраста – в процессе изучения дисциплин творческого цикла, однако, выделенные автором педагогические условия заслуживают внимания. Марина Юрьевна объединяет педагогические условия в такие группы, которые позволяют проследить различные обстоятельства образовательного процесса. Это группы общих, частных и специальных педагогических условий [4].

С.В. Максимова, исследуя возможности формирования творческой активности младших школьников на гуманитарных предметах, выделяет две группы условий: внешние и внутренние. Внешние, по ее мнению, обусловлены факторами окружающей среды. В качестве внутренних условий автор выделяет отношение к творчеству, которое должно носить эмоционально-ценностный характер; развитие у детей рефлексивной способности; активизацию внутренней свободы личности. Данная группа условий рассматривается автором как психологические механизмы формирования творческого потенциала младшего школьника [6].

Н.Ф. Губанова рекомендует учитывать многоплановость образовательного процесса при выделении педагогических условий формирования творческой активности дошкольников и рассматривать не только образовательную работу дошкольного учреждения, но и семейное воспитание. Поэтому автор выделяет такое педагогическое условие как взаимодействие ДОО с семьями воспитанников. Это обусловлено тем, что уровень проявления ребенком творческих импульсов значительно зависит от того, какое влияние на развивающуюся личность оказывают взрослые, как в детском саду, так и в семье. Отмечается, что формированию у дошкольника творческой активности способствует предоставление ему посильной самостоятельности и относительной свободы, внимательное и заботливое отношение, доверие и отсутствие чрезмерной требовательности [3].

В отечественной психолого-педагогической литературе сформулирован ряд рекомендаций для родителей, которые помогут им в развитии творческих качеств ребенка. К ним относится необходимость заинтересовывать ребенка творческой игрой и обогащение игры сказкой или рассказом; обеспечение полноценной двигательной активности малыша; создание благоприятной психологической атмосферы; постепенное движение от простых творческих игровых задач к более сложным и т.п.

Формирование творческой активности при реализации обозначенных условий предполагает чуткое отношение к становлению личности на всех этапах деятельности. В репродуктивной деятельности происходит усвоение знаний, умений и навыков, ребенок получает опыт действования по заданному образцу или алгоритму. В творческой деятельности происходит самостоятельное применение усвоенного на практике и ребенок учится комбинировать знакомые элементы, преобразовывать их, искать варианты решений и формировать собственное оригинальное видение проблемы.

В исследованиях О.В. Солдатовой выделены два противоположных типа активности: адаптивный и продуктивный. Адаптивный предполагает приспособление, в то время как продуктивный является основой для возникновения и становления различных психических образований, имеющих значение также и для адаптации. Становление активности как творческого проявления происходит в деятельности, в результате которой возникает неудовлетворенность, которая способствует преодолению трудностей и преград на пути достижения цели [10].

В разработках К.А. Абдульхановой-Славской выделяются два типа активности личности: пассивный и творческий. Пассивный тип автор называет также стандартным, стереотипным и характеризует его как опирающийся на стандарты, шаблоны в поведении и деятельности. Творческий тип автор рассматривает как поисковую модель жизнедеятельности человека. Выстраивая свое поведение в соответствии с данной моделью личность отказывается от штампов, готовых условий; она придумывает и создает их сама [1].

Отечественными авторами представлены уровни развития творческой активности у детей. К ним относят репродуктивные, как пассивные, так и активные; поисковые, называемые также рефлексивными; творческие или созидательные.

При формировании творческой активности дошкольников важно также учитывать уровни творческих проявлений, которые могут изначально быть скрытыми и незаметными, а затем стать явными и фонтанирующими. При этом важно помнить, что репродуктивный уровень является базовым в развитии творчества, а потому требует особого внимания. Также большое значение имеет встречная активность ребенка в творческом процессе, без которой обучение, воспитание и развитие невозможны. Многие исследователи обосновывают и доказывают необходимость внутреннего, собственного стремления личности к развитию для «истинного изменения в человеке».

Дошкольный возраст в этом плане является сензитивным, так как ребенку свойственна естественная и не насыщаемая потребность в новых впечатлениях, стремление к новому переживанию. Л.И. Божович отмечает, что таким образом приобретается возможность к самодвижению, которое необходимо для целостного становления личности. Рост потребностей обеспечивает активное функционирование человеческих способностей, а отсутствие роста приводит к застою в развитии личности. Особое значение имеют потребности высокого духовного порядка (в искусстве, творчестве), развитие которых обеспечивает внутреннюю стимуляцию активности человека и совершенствование его личности [2]. Вышесказанное говорит о том, что процесс воспитания личности зависит от того, как организуется управление процессом самодвижения духовных потребностей. От того, как происходит формирование личности, и какие потребности при этом приобретут форму самодвижения, зависит, станет личность самосозидающей или нет.

Одним из значимых педагогических условий является позиция взрослого в образовательном процессе, который выступает учителем, наставником, воспитателем. Педагог должен обладать таким важным качеством, как умение увидеть и оценить развитие и взросление каждого воспитанника.

В исследованиях Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой утверждается, что при организации сотрудничества взрослого и детей ребенка нужно рассматривать как полноправного партнера и это становится основой для разработки модели формирования творческой активности детей. Образовательный процесс при этом строится из трех блоков: специально организованной образовательной деятельности, совместной партнерской деятельности взрослого и детей и самостоятельной свободной деятельности воспитанников [7]. Каждый из этих блоков предполагает определенную позицию взрослого, которая предполагает определенное соотношение взрослой и детской инициативы и активности (учитель, партнер, потенциальный партнер).

Психолого-педагогические исследования убедительно доказывают значимость дошкольного периода в воспитании активности, самостоятельности и инициативы детей. К этим исследованиям относятся разработки по проблемам развития творчества у детей в различных видах деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина). Также сензитивность дошкольного периода подтверждается и практикой работы детских садов в данном направлении. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что инициирование активности ребенка способствует решению любой воспитательной задачи, в том числе и задачи формирования творческой активности.

Принципиально важным аспектом реализации содержания дошкольного образования является положение о приобщении детей раннего и дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи и государства в условиях поддержки инициативы каждого ребенка в различных видах деятельности. Введение ребенка в культуру своей страны и своего народа обеспечивает успешность развития его личностных, интеллектуальных и физических качества. Приобщение детей к социокультурным ценностям народа наиболее эффективно осуществляется в процессе организации праздников и соблюдения традиций, которые не обходятся без физической (двигательной) активности и которые понятны и близки детям.

Выбор данного направления обусловлен тем, что познавательно-творческое развитие является целенаправленным процессом усвоения норм и ценностей, принятых в обществе и определяющих дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование личности. Для современного общества характерно доминирование материальных ценностей над духовными, что привело к искажению представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Особое внимание к формированию вышеуказанных качеств на этапе дошкольного детства обеспечивает впоследствии оптимистическое восприятие жизни, способность к свободному выбору и ответственности за свой выбор. Ребенок выстраивает собственную систему социокультурных ценностных ориентиров, приобретает навыки и умения регулирования своего поведения и деятельности, установления позитивных отношений с другими людьми в условиях эмоционального комфорта в семейной среде и детско-взрослом сообществе дошкольной образовательной организации. Все это положительным образом сказывается на формировании познавательных интересов и построении ребенком своей познавательной деятельности, т.е. в целом на познавательном развитии и становлении основ интеллектуальной культуры. Это определило обращение внимания государства на необходимость укрепления позитивных тенденций в воспитании подрастающего поколения в развитии социальной политики, образования и социально-педагогического обеспечения процесса познавательно-творческого и духовно-нравственного воспитания детей.

Мы рассмотрели возможности соотношения обучения и творчества и на основании этого можем сделать вывод, что творчеству можно учить, создавая при этом специальные условия среды и деятельности. Для успешного формирования творческой активности детей необходимо создавать определенные условия и осуществлять умелое педагогическое руководство, под которым мы понимаем особый вид деятельности педагога, направленный на выявление потенциальных возможностей ребенка и перевод их в актуальные. Основными требованиями, предъявляемыми к педагогическому руководству по формированию творческой активности детей 6-7 лет, считаем следующие:

— предоставление детям возможности наблюдения и следования образцу креативного поведения взрослого;

— уважительное отношение взрослого к инициативе и самостоятельному творчеству детей;

— создание ситуаций эмционально-положительного настроя, готовности к деятельности;

— разворачивание перед воспитанником веера разнообразных жизненных выборов;

— творческое отношение к собственной деятельности самих педагогов.

В работе по формированию творческой активности дошкольников необходимо инициировать активность детей, потому что только через активное взаимодействие с миром совершенствуется развитие личности. От того, насколько педагогу удастся активизировать ребенка и оснастить его способами совершения деятельности, будет зависеть осуществление личностью индивидуального выбора.

В данном параграфе мы рассмотрели некоторые аспекты, касающиеся проблемы формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста: сущность, структурные компоненты творческой активности, определили их содержание, а также проанализировали условия и возможности педагогического руководства. Дальнейшее наше исследование направлено на уяснение роли культуры и традиций родного края в формировании творческой активности дошкольников.

 

Список литературы

1. Абдульханова-Славская, К.А. Акмеологическое понимание субъекта / К.А. Абдульханова-Славская // Основы общей и прикладной акмеологии. – М., 1995. – 388 с.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

3. Губанова, Н.Ф. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Губанова Наталья Федоровна. – Москва, 2004. – 308 c.

4. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: Методическая библиотека, 2008. – 224 с.

5. Косенко, Ю.Н.. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжетам литературных произведений : Автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / Косенко Юлия Николаевна. – Бердянск, 1990. – 18 c.

6. Максимова, С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников / С.В. Максимова. – М.: Русское слово, 2013. – 48 с.

7. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ГНОМ и Д», 2014. – 96 с.

8. Новиков, А.М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя. – 5-е изд. – М.: Изд-во «Эгвес», 2013. – 104 с.

9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1998. – 796 с.

10. Солдатова, О.В. Развитие творческой активности старших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / О.В. Солдатова. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 156 с.

.