Методика руководства наблюдениями дошкольников

05 Сен 2014, Автор: admin

А.И. Васильева разработала методику руководства наблюдениями-занятиями, выделив в его структуре четыре основных этапа.

Первый этап – подготовительный. Его цель – подготовить детей к предстоящему наблюдению, вызвать интерес к живому объекту, а также уточнить, что в данном объекте уже известно детям. Здесь возможны рассматривание иллюстраций, демонстрация диафильмов, чтение книг, работа в уголке природы. Например, в средней группе накануне занятия по ознакомлению с птицей, воспитатель может внести в группу пустую клетку, спросить, чей это дом.

Второй этап – начало наблюдения. Его цель – сосредоточить внимание ребят на объекте, поддержать интерес к нему. Занятия не должны начинаться однообразно, можно начать с проблемной ситуации. Например, на демонстрационный стол ставится миска с молоком, веревочка с бантиком лежит рядом, воспитатель предлагает детям догадаться, для кого все это нужно, выслушивает ответы детей, подчеркивает правильные и предлагает начать занятие.

Третий этап – основной. Условно его можно разделить на несколько частей. Первая часть: наблюдение за объектом в целом. Ее цель – создать положительное отношение к объекту, вызвать желание поделиться своими впечатлениями. Цель второй части – изучение объекта, формирование представлений об особенностях его внешнего вида, питания и т.д. В этой части желательно использовать продуктивные методы и приемы обучения. Третья часть – обследование, интерпретирующее, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель этой части – отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами.

Четвертый этап – заключительный. Цель его – в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались.

Правильное построение структуры процесса наблюдения, обучение детей приемам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности.

Воспитатель руководит процессом наблюдения и восприятием детей в соответствии с обобщенной схемой обследования предмета.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.