Настольно-печатные игры как средство ознакомления дошкольников с природой

12 Сен 2014, Автор: admin

Настольно-печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и др.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания дошкольников о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое может предварять восприятие картинки либо сочетаться с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), что требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

Настольно-печатная игра «Пирамидки» (старший возраст)

Цель: развивать у детей умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев, — экологическую пирамиду; объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.

Оборудование: кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, береза), цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).

Игровые действия.

Первый вариант. Дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех-четырех звеньев к птице, названной воспитателем.

Второй вариант. Воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.

Ход игры. Вариант 1.

Воспитатель (ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел). Где живет дятел?

Дети. В лесу на дереве (находят кубики с изображением большого дерева и выставляют их на стол).

Воспитатель. Что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке.

Дети находят соответствующие кубики, изображающие землю, воду, солнце, и ставят их у основания пирамидки под кубиками с изображением деревьев.

Воспитатель. Чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке.

Дети находят кубики с изображением червячков, шишек хвойных деревьев и ставят их над деревьями. Объясняют, почему они так сделали.

Воспитатель. А где мы поставим кубик с картинкой дятла?

Дети. Над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые находятся за корой деревьев, семенами из шишек и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста.

Воспитатель. Теперь составьте сами пирамидки, соответствующие жизни в природе цапли, снегиря и др.

Во время выполнения задания воспитатель исправляет ошибки детей и объясняет их.

Ход игры. Вариант 2.

Педагог составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающий воду.

Воспитатель. Правильно ли я составила пирамидку? Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода?

Дети. Без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить, нечего будет есть.

Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы.

Благодаря использованию наглядного способа изображения связей и зависимостей в природе происходит постепенное усвоение элементарных представлений и их обобщение, создание необходимого фундамента, на котором формируются экологические убеждения, экологическая культура. Эти знания служат мотивацией детских поступков по отношению к предметам и объектам природы.

Продолжением данной работы является знакомство дошкольников с правилами поведения в природе:

— с растениями следует обращаться осторожно (не ломать ветки деревьев и кустарников, не обрывать цветы, собирать только опавшие листья, не сдирать с деревьев кору и т.д.);

— нельзя оставлять в лесу, парке мусор, от этого гибнет трава, а поляны и лужайки становятся грязными и некрасивыми;

— при сборе плодов и семян надо помнить, что большая часть их нужна для размножения растений, для корма птиц и зверей в природе.

С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми знаний о правилах поведения в природе используются дидактические игры.

 .

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.