Организация методического сопровождения развития творческого потенциала педагогов ДОО в современных условиях

04 Фев 2018, Автор: admin

Аннотация: В данной статье раскрыты педагогические условия организации методического сопровождения развития творческого потенциала педагогов ДОО в современных условиях. Выделены последовательные этапы методической помощи педагогам. Доказано, что методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: методическое сопровождение, творческий потенциал, дошкольная образовательная организация, педагог, педагогические условия.

Современное дошкольное образование развивается в режиме инновационного поиска, в сложившихся условиях методической службе ДОО необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов. Работа в инновационном режиме невозможна без профессионального развития педагога, развития его творческой деятельности и повышения его профессиональной компетенции.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного педагогом опыта, психолого-педагогических знаний, а так же новых идей, умений и навыков, усвоенных в результате саморазвития. Без творчества невозможно выработать педагогическое мастерство, которое является обязательной составляющей овладения педагогической профессией и её совершенствования.

Проблема роли развития творческого потенциала личности – далеко не новый предмет научных исследований. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой цивилизации. В течение ряда лет к вопросу развития творчества педагогов обращались многие авторы: Корепанова М.В., Кравчук П.Ф., Загвязинский В.И. и др. Макаренко А.С. особое значение придавал творчески работающему слаженному педагогическому коллективу, подчеркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого.

Объектом нашего исследования является развитие творческого потенциала педагога ДОО в современных условиях

Предмет исследования: педагогические условия организации методического сопровождения развития творческого потенциала педагогов ДОО в современных условиях

В своей работе мы поставили перед собой цель, в которой бы хотели в ходе обобщения опыта подтвердить эффективность педагогических условий, направленных на организацию методического сопровождения развития творческого потенциала педагогов ДОО в современных условиях на базе МБДОУ «ЦРР детский сад № 68» г. Владимира.

Гипотеза нашего исследования состояла в предположении о том, что организация методического сопровождения развития творческого потенциала педагогов ДОО в современных условиях будет эффективна при соблюдении ряда педагогических условий, а именно:

— формирование положительной мотивации педагогов к профессиональной деятельности и оказание им дифференцированной психолого-педагогической и методической поддержки;

— ориентация содержания методического сопровождения на современную нормативно-правовую документацию и научные исследования в области дошкольного образования;

— использование современных форм методической работы, стимулирующих у педагогов активность и творчество.

Сроки обобщения опыта работы: сентябрь2015г. – май2017г.

На первом этапе обобщения опыта мы реализовали выдвинутые нами в гипотезе педагогические условия:

1. «Формирование положительной мотивации педагогов к профессиональной деятельности и оказание им дифференцированной психолого-педагогической и методической поддержки». В ходе работы мы дифференцировали педагогов в зависимости от уровня образования, а также уровня готовности к восприятию новшеств и инноваций. Изучение коллектива позволило нам определить цель и основные задачи работы с разными группами педагогов. Нами был составлен план индивидуальной работы с педагогами, оказана методическая поддержка и помощь. На базе ДОО мы организовали школу молодого специалиста и наставничество, как форму непрерывного повышения квалификации через систему внутреннего обучения. Нами была разработана «Карта творческой самореализации педагога», позволяющая каждому педагогу осознать свои возможности, возрастающие с увеличением стажа и повышением эффективности работы в нашей образовательной организации. Процесс подготовки к аттестации служил положительным мотивом участия педагогов в конкурсах, выставках, методических мероприятиях разного уровня.

2. «Ориентация содержания методического сопровождения была на современную нормативно-правовую документацию и научные исследования в области дошкольного образования». Нами был сформирован банк данных нормативно-правовой документации, разработан план методического сопровождения; сформирован информационно-методический пакет из наработанных материалов по реализации ФГОС ДО в деятельность ДОО.

3. «Использование современных форм методической работы, стимулирующих у педагогов активность и творчество». Мы использовали современные формы методической работы, стимулирующие педагогов проявить активность и творчество, а именно: провели теоретические семинары, семинары-практикумы, деловые игры, дискуссии, открытые мероприятия и конкурсы, выставки, педагогические советы; организовали работу творческих групп; провели методические объединения; создали совет по инновациям; организовали работу стажировочной площадки; разработали программу стажировочной площадки, план проведения мероприятий, который реализовался в форме исследовательских проектов, семинаров, круглых столов, мастер-классов, обеспечивая консультативную поддержку педагогам со стороны представителей науки, стимулирование и развитие педагогического творчества, обобщение педагогического опыта, создание методических разработок и их распространение (публикации); сформировали банк информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической, наглядной) на бумажных и электронных носителях посредством создания медиатеки, с опытом инновационной деятельности других организаций и педагогов (диски); педагоги ДОО приняли участие в мероприятиях различного уровня.

С целью выявления эффективности методического сопровождения развития творческого потенциала педагогов в современных условиях на базе МБДОУ «ЦРР детский сад № 68» г. Владимира проводилась оценка развития творческого потенциала педагогов и результатов их деятельности в динамике, за период с 2015 по 2017 годы.

Мы провели диагностирование педагогов по ряду методик и получили следующие результаты:

1. Трубовский Я.С. – анкетирование педагогов с целью выявления реальных затруднений (2015 г.: могут поделиться опытом – 32 %, не испытывают затруднений – 40 %, испытывают затруднения 60% ; 2017 г: могут поделиться опытом 53 %, не испытывают затруднений 80 %, испытывают затруднения – 20 %).

2. Аралова М.А. – анкетирование «Творческий потенциал» (2015 г: в целом творческий потенциал педагогов ДОУ можно определить как средний 68 % . Но есть педагоги, чей творческий потенциал находится на уровне ниже среднего 20 %, и малая часть, а именно 12 % от всего педагогического коллектива, чей творческий потенциал можно определить как значительный; 2017 г.: творческий потенциал педагогов ДОУ можно определить как средний 56 %. Но есть педагоги, чей творческий потенциал значительно вырос 40 % . На уровне ниже среднего стало всего 4 % , и большая часть, а именно 56 % от всего педагогического коллектива, чей творческий потенциал можно определить как средний [2, с. 14].

3. Немов Н.В. – экспресс-опрос «Позиция педагога к инновационной деятельности» (2015 г.: активная позиция выявилась у 4 педагогов (16 %), это педагоги которые имели большой стаж педагогической деятельности и высшую квалификационную категорию; полуактивная позиция у 6 человек (24 %), педагоги творческие, грамотные, но не решительные; пассивная позиция 15 человек — 60 %, большинство начинающих воспитателей, с небольшим опытом работы и не имеющие профильное дошкольное образование; 2017 г. – активная позиция 9 человек (30 %), полуактивная позиция 15 человек (50 %), пассивная позиция 6 человек (20 %).

Очевидно, что после проведенной нами работы и апробации педагогических условий, наблюдается положительная динамика развития творческого потенциала педагогов. Профессиональная активность выросла, практически, в два раза. Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла своё подтверждение.

Список использованной литературы:

1. Арабаджи, В.А. Творческий поиск в работе с педагогами / В.А. Арабаджи // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2010. – № 3. – С. 20-23.

2. Аралова, М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение / М.А. Аралова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 14 с.

3. Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя / Т. Захараш // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 12. – С. 74-78.

Патрушева З.В., Костина Л.В.

Опубликовано: ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ: Сборник статей по итогам Международной научно — практической конференции (Самара, 08 января 2018). / в 2 ч. Ч.2 — Стерлитамак: АМИ, 2018. — 228 с.