План-конспект теоретико-методического семинара по проблеме развития творческих способностей детей. Занятие 2.

05 Окт 2012, Автор: admin

Предлагаем Вашему вниманию план-конспект теоретико-методического семинара по теме: «Развитие  творческих способностей детей дошколь­ного возраста», представленный в обобщении опыта работы С.В. Кузнецовой, заведующей МДОУ №67, г. Тольятти. Продолжение. Начало ищите в предыдущих статьях (теоретические основы и занятие 1).

Цель: расширить знания воспитателей о сущности, структуре, усло­виях и закономерностях развития творческих способностей детей.

Основные вопросы: психологические новообразования, динамика психического развития, роль воображения в развитии творческих способ­ностей дошкольников, возрастные особенности художественно-творческих способностей детей 5-7 лет, уровень творческой деятельности ребенка.

Занятие 2. Закономерности развития творческих способностей детей в пе­риод дошкольного детства

Дошкольный возраст — это этап интенсивного психологического раз­вития личности, происходят прогрессивные изменения во многих сферах сознания, совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качест­ва, на их основе происходит становление способностей и склонностей.

Известно, что психологической основой творческой деятельности яв­ляется воображение. Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцов, ВТ. Куд­рявцев и др. называют воображение важнейшим новообразованием дошколь­ного детства и связывают с ним процессы зарождения творческой личности.

Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова, О.М. Дьяченко, А.А. Люблинской и др. показывают, что у старших дошкольников появляется новый тип деятельнос­ти, который характеризуется как творческий, рождается возможность идти от мысли к ситуации. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в резуль­тате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.

В исследованиях Т.С. Комаровой, B.C. Мухиной, НЛ. Сакулиной, Е.А. Флериной, Н.А. Ветлугиной, О.В. Дыбиной отмечается, что к показа­телям качества продукции детского художественного творчества относят­ся: нахождение адекватных выразительных средств воплощения образов; своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения; соот­ветствие продукции элементарным художественным требованиям.

К шести-семи годам ребёнок может подходить к решению проблемы тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, этот возраст следует рассматривать как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышле­ния, определяя ближайшую перспективу творческого развития.

Задание на закрепление материла.

1. Какие психологические новообразования дошкольного детства обеспечивают возможность развития творческих способностей детей?
2. Охарактеризуйте динамику психического развития детей старше­го дошкольного возраста.
3. Какова роль воображения в развитии творческих способностей дошкольников?
4. Назовите возрастные особенности художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. По каким внешним проявлениям можно оценить уровень творчес­кой деятельности ребенка?
6. Предложите диагностические методики (задания), позволяющие оценить уровень развития творческих способностей детей старшего до­школьного возраста в художественно-эстетических видах деятельности.
Продуктивно проходят коллоквиумы, как одна из форм занятий в системе повышения квалификации, имеющая целью выяснение и повы­шение знаний педагогов, на которых обсуждаются вопросы практической работы с дошкольниками, рассматриваются рефераты, проекты.

Задание для подготовки к коллоквиуму «Технология развития творчества».

1. Что такое технологизация педагогического процесса, и с какой це­лью она применяется в образовательных учреждениях?
2. Какие условия необходимо создавать в детском саду при реализа­ции технологии творческого развития личности дошкольника?
3. Какими принципами необходимо руководствоваться педагогу, что­бы творческие способности ребенка развивались наиболее эффективно?
4. В чем заключается готовность педагога к реализации технологий творческого развития детей?
5. Охарактеризуйте технологию исследовательского обучения и срав­ните ее с традиционной системой обучения в школе и детском саду.

Таким образом, методист планомерно и в системе создает образо­вательное пространство для педагогов, что позволяет успешно решать за­дачи вое питательно-образовательной работы ДОУ развития творческого потенциала дошкольника.