План-конспект теоретико-методического семинара по проблеме развития творческих способностей детей. Занятие 2.
05 Окт 2012, Автор: adminПредлагаем Вашему вниманию план-конспект теоретико-методического семинара по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста», представленный в обобщении опыта работы С.В. Кузнецовой, заведующей МДОУ №67, г. Тольятти. Продолжение. Начало ищите в предыдущих статьях (теоретические основы и занятие 1).
Цель: расширить знания воспитателей о сущности, структуре, условиях и закономерностях развития творческих способностей детей.
Основные вопросы: психологические новообразования, динамика психического развития, роль воображения в развитии творческих способностей дошкольников, возрастные особенности художественно-творческих способностей детей 5-7 лет, уровень творческой деятельности ребенка.
Занятие 2. Закономерности развития творческих способностей детей в период дошкольного детства
Дошкольный возраст — это этап интенсивного психологического развития личности, происходят прогрессивные изменения во многих сферах сознания, совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, на их основе происходит становление способностей и склонностей.
Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение. Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцов, ВТ. Кудрявцев и др. называют воображение важнейшим новообразованием дошкольного детства и связывают с ним процессы зарождения творческой личности.
Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова, О.М. Дьяченко, А.А. Люблинской и др. показывают, что у старших дошкольников появляется новый тип деятельности, который характеризуется как творческий, рождается возможность идти от мысли к ситуации. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.
В исследованиях Т.С. Комаровой, B.C. Мухиной, НЛ. Сакулиной, Е.А. Флериной, Н.А. Ветлугиной, О.В. Дыбиной отмечается, что к показателям качества продукции детского художественного творчества относятся: нахождение адекватных выразительных средств воплощения образов; своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения; соответствие продукции элементарным художественным требованиям.
К шести-семи годам ребёнок может подходить к решению проблемы тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, этот возраст следует рассматривать как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, определяя ближайшую перспективу творческого развития.
Задание на закрепление материла.
1. Какие психологические новообразования дошкольного детства обеспечивают возможность развития творческих способностей детей?
2. Охарактеризуйте динамику психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Какова роль воображения в развитии творческих способностей дошкольников?
4. Назовите возрастные особенности художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. По каким внешним проявлениям можно оценить уровень творческой деятельности ребенка?
6. Предложите диагностические методики (задания), позволяющие оценить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетических видах деятельности.
Продуктивно проходят коллоквиумы, как одна из форм занятий в системе повышения квалификации, имеющая целью выяснение и повышение знаний педагогов, на которых обсуждаются вопросы практической работы с дошкольниками, рассматриваются рефераты, проекты.
Задание для подготовки к коллоквиуму «Технология развития творчества».
1. Что такое технологизация педагогического процесса, и с какой целью она применяется в образовательных учреждениях?
2. Какие условия необходимо создавать в детском саду при реализации технологии творческого развития личности дошкольника?
3. Какими принципами необходимо руководствоваться педагогу, чтобы творческие способности ребенка развивались наиболее эффективно?
4. В чем заключается готовность педагога к реализации технологий творческого развития детей?
5. Охарактеризуйте технологию исследовательского обучения и сравните ее с традиционной системой обучения в школе и детском саду.
Таким образом, методист планомерно и в системе создает образовательное пространство для педагогов, что позволяет успешно решать задачи вое питательно-образовательной работы ДОУ развития творческого потенциала дошкольника.