Родителям об экологическом воспитании детей

24 Сен 2013, Автор: admin

Е.В. Михеева
Оренбургский государственный педагогический университет

Опубликовано: Инновационная деятельность в системе дополнительного профессионального образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Оренбург, 8-9 апреля 2008г. /ред. колл. Н.К. Зотова [и др.]. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. – С.192-202.

Общепризнанным является тот факт, что семья играет решающую роль в воспитании детей. В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте» [4]. В многочисленных исследованиях, посвященных проблемам семьи и семейного воспитания  (Т.А. Маркова, Т.А. Куликова и др.) авторы единодушны в том, что успех воспитания ребенка зависит от нравственной атмосферы, которая существует в семье. Чувство защищенности и заботы со стороны близких ребенку людей позволяет ему успешно развиваться во всех отношениях (Е.П. Арнаутова, Н.В. Виноградова, В.М. Иванова, Н.Ф. Маркова). Отношения с родителями являются первоосновой, фундаментом отношения личности к миру в целом (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев и др.).

В психоанализе особая роль в формировании фундамента мировоззрения ребенка отводится ранним отношениям с матерью, которые затем по механизму «переноса» формируют взгляды человека на мир и отношение к миру в целом. Речь матери, богатая элементами национального фольклора, который теснейшим образом связан с природой, чтение сказок и рассказов о животных, рассматривание иллюстраций, прогулки в природу и любование ею станут для малыша ориентирами на экологические культурные и духовные ценности, ориентирами культурного опыта взрослых [6].

В каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений к окружающему миру, специфическое мировоззрение и система воздействий, обеспечивающих экологическое воспитание детей.

Если родитель, начав день со взгляда в окно, радуется вместе с малышом хорошей погоде, обращает его внимание на приметы сезона, отмечает особую красоту именно этого момента, и даже в тоскливую сырую погоду находит чему удивиться и порадоваться, то и ребенок с удовольствием и энтузиазмом начнет наблюдать, исследовать природные явления, стремиться к общению с природой и накоплению экологического опыта. Если же высказывания родителей сводятся к запугиванию ребенка холодом, ветром, «вредными» животными и растениями, то у ребенка появляется ощущение того, что от природы исходит какая-то угроза.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что мать, а затем семья и ее педагогическое сопровождение выполняют для ребенка функцию исходного, первоначального образца экологически культурного человека, действуя с которым он строит свою субъективную экологическую культуру.

Важен личный пример референтных взрослых, т.к. дошкольники в играх и в реальной жизни, общаясь со сверстниками, воспроизводят поведение и отношение к природе взрослых, реализуют нормы и ценности, усвоенные в общении с ними.

З.Д. Плохий обращает внимание на правильное поведение взрослых по отношению к растениям, животным, среде их обитания, доброжелательная атмосфера, исходящая от них, становятся факторами воспитания в детях положительного отношения к природе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что положительный опыт общения ребенка с природой в системе отношений «родители – дети – природа»  зависит от того, какое место ребенку отведено в семье. Если родители концентрируют свое внимание на том, чтобы удовлетворить очередной каприз ребенка, создаются условия для формирования эгоцентрической личности [3].

А эгоцентризм приводит к тому, что ребенок, четко не дифференцируя свое Я и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Эгоцентрическое мировоззрение характеризуется тем, что в нем все можно, нет границ ни нравственных, ни социальных. В таком мировоззрении фактически нет места каким-либо устойчивым нормам поведения и взаимоотношениям. Нарушение границ в семейной системе приводит также к непониманию природных и логических ограничений, размыванию границ между внутренним и внешним миром, т.е. влияет на все аспекты мировоззрения в целом (С. Минухин). Там же где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, создаются благоприятные условия для его развития [3].

Воспитательные действия родителей фактически являются формой участия или влияния взрослых на действия ребенка. Во многих действиях ребенка взрослый усматривает определенное  отношение к окружающему миру, т.е. миродействие.

Воспитательные воздействия направлены на согласование экологической культуры и субкультуры ребенка с нормативным образом экологической культуры, существующим в сознании родителя, нацелены на развитие ребенка. А где, как не в семье, возможно возникновение бытовых ситуаций развития, проживание которых ведет к возникновению индивидуального экологического опыта, экологических смыслов. Ситуаций, в которых ведущая роль принадлежит эмоциям, чувствам, сопереживаниям, состраданиям, удовольствиям от общения с природой. Ведь только в семье возможно «подарить детям радость выбегать босиком из дома на траву, бродить по чистому, живому, любимому лесу, строить шалаши в кустах на краю огорода, есть все, что в изобилии растет и зреет на деревьях и грядках, – словом, жить по-настоящему красиво, потому что вокруг действительно пронзительная красота – эти склоны, этот лес, это небо… » (Т.А. Николаева).

Принимая участие в становлении экологической субкультуры ребенка, взрослый    обогащает его и пытается повлиять на него с надеждой, что при этом сформируется гуманное отношение ребенка к природе. Опираясь на данные правила, мы можем выделить специфические черты семейной экологической субкультуры:

— на экологическую субкультуру ребенка накладывает отпечаток экологическая культура взрослых;

— в экологическую субкультуру ребенка включается культура познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, культура труда, формирующаяся в процессе трудовой деятельности и культура духовного опыта взаимодействия с природой, приемы, формы экологически целесообразного поведения, экологически культурные способы мышления;

— предполагается процесс отождествления культуры личности ребенка с культурой общества, в которой ребенок будет занимать не пассивную позицию, а будет активно учавствовать в собственном развитии в качестве субъекта.

В отличии от общественного учреждения семья может естественным образом обеспечить такие параметры воспитания как интимность, высокую эмоциональную насыщенность, устойчивость и длительность взаимоотношений, обеспечивающих последовательное познание взрослого партнера и формирование системы ориентиров в его поведении. Семья также вовлекает ребенка в «серьезные» деятельности, от которых зависит комфорт и благополучие других людей, например, бытовые поручения и обязанности ребенка [2].

Из всего спектра средств становления экологической субкультуры детей (изобразительное искусство, графика, художественная литература, эстетические беседы, искусственно созданная эколого-развивающая среда квартир и воспитательно-образовательных учреждений) эмоционально-положительное общение с родителями, несущее информацию о самых разных явлениях природы, имеет уникальные возможности по созданию истинных представлений о природе (в домашних бытовых условиях, общественно-трудовых в рамках семьи, условиях праздника).

Работы в области экологического образования дошкольников (Н.Ф. Виноградова, Е.В. Гончарова, Н.Н. Кондратьева, Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, О.Н. Пономарева, Н.А. Рыжова, П.Т. Саморукова и другие) рассматривают природу как идеальное средство воспитания.

Многообразие и вариативность программ экологического образования детей дошкольного возраста (В.И. Ашиков, С.Г. Кикнадзе, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Г.И. Попова, Т.В. Потапова, Н.А. Рыжова, Н.А. Рюкбейль и др.) показывают существенные достижения в разработке содержания экологического образования, в создании педагогических условий, обеспечивающих принятие дошкольниками экокультурных ценностей, овладение умениями грамотного взаимодействия с природой, развитие экологического мышления и экологической воспитанности детей.

Под экологической субкультурой мы понимаем качество личности, обозначающее способность человека отдавать отчет в собственных действиях по отношению к природе, к окружающему миру и окружающим людям, к своему здоровью (физическому, психическому, нравственному, эмоциональному); быть стратегом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, корректировать цели, выстраивать планы жизни. Мы предполагаем, что данный термин войдет в педагогические исследования и педагогическую практику как обозначение социально ценного качества личности, которое необходимо формировать как в процессе педагогического взаимодействия (относительно направляемого, относительно социально контролируемого воздействие общества на личность), так и «позволяя ребенку взрослеть самому» (стихийное становление и активность самого индивида).

Сейчас многие семьи соответствуют модели, где ценностям природы и экологии предпочитают экономические и личностные интересы.

Понятно, что человеку, воспитанному на идеях прагматизма, когда природа рассматривалась лишь с позиций пользы и вреда, сложно в одночасье перестроить свое сознание, взрастить в себе такое качество личности как экологическая субкультура. Однако это необходимо, и родителям, также как и педагогам, в первую очередь следует поменять взгляд на природу с объективного на субъективный – как на ценность, как на одухотворенный личностью «мир природы».

Сегодня мы не в состоянии справиться с проблемами ухудшения экологии, т.к. система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, на подчинение природы, на безоглядную и безответственную манипуляцию объектами материального мира. Общество по-прежнему поддерживает тех, кто создает материальные ценности за счет разрушения окружающей природной среды. До тех пор, пока приоритет принадлежит ценности «полезного», «экономически целесообразного» и «научно рассчитанного» по сравнению с ценностью самого человеческого существования, преодолеть кризис не удастся никакими техническими, экономическими или юридическими средствами. Поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к природе, ее проблемам и потребностям, а также к здоровому образу жизни. Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней [5]. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н. Дороновой, О.И. Давыдовой, Е.С. Евдокимовой, О.Л. Зверевой, и др.

Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье.

Одним из направлений нашей работы было изучение уровня готовности педагогов к организации взаимодействия с семьей по вопросам становления экологической субкультуры.

С целью определения данных параметров мы разрабатывали анкеты, в ходе применения которых были выявлены следующие результаты:

1. Педагоги дошкольных учреждений недостаточно внимания уделяют мероприятиям с родителями на тему «Экологическое образование детей дошкольного возраста».

2. Педагоги оценивают уровень экологической образованности родителей как средний и ниже среднего.

3. Педагоги отмечают, что родителями недостаточно используются разнообразные методы и приемы формирования экологической культуры детей.

4. Выявленные трудности в данной области воспитания в семье воспитатели объясняют недостаточной подготовкой родителей к решению данной задачи, слабой связью образовательного учреждения с семьей.

5. Отмечая свою готовность к эколого-педагогическому просвещению родителей и объясняя причины неэффективной работы по данной проблеме педагоги указывают на определенные трудности:  отсутствие понимания содержания экологической культуры, запрос родителей, смещенный в сторону интеллектуальной подготовки детей.

Следовательно, для становления экологической субкультуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

Таким образом, сотрудничество и взаимодействие представляют собой способ организации целенаправленной, совместной деятельности «на равных» по экологическому воспитании дошкольников.

На 1-м этапе предполагается разработка новых форм работы внутри каждой возрастной группы, которые способствовали бы формированию мотива взаимодействия и сотрудничества у родителей.

2-ой этап – это реализация системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, установление с ними партнерских отношений.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели и родители действуют согласованно Приступая к работе с семьей по вопросам становления экологической субкультуры детей педагог планирует ознакомить родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрыть им значение семьи в развитии высших нравственных чувств дошкольников; установить преемственную связь между семьей и детским садом; провести поэтапное совместное обсуждение хода и результатов работы. На родительских собраниях, в процессе консультаций и бесед, педагог направляет мысли и действия родителей, подсказывая, какие примеры они могут взять на вооружение для воспитания у детей любви к природе, к родному краю, к растениям и животным, нас окружающим.

Дошкольное образование обязано сформировать у родителей сознание необходимой целенаправленной работы, тесной взаимосвязи, взаимодополняемости дошкольного учреждения и семьи с учетом их специфических особенностей; донести до родителей, что разговаривая с детьми о природе, маленького человечка необходимо удивлять, пробуждать в нем чувства, т.к. только через страдания и радости человек становится Человеком.

Педагогу необходимо раскрыть аспекты проблемы приобщения детей 6-7 лет к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями, обратив особое внимание на педагогические условия осуществления этого процесса:

1.    Возраст до 3-х лет – это эмоциональный уровень, на котором усваивается ценность, смысл экологической ситуации. Малыш как бы «открывает» для себя мир природы. Он еще не владеет адекватными способами экологически целесообразного поведения, но зато чувствует свою неотторжимую связь с Природой. Это возраст повышенной эмоциональной и личностной перестройки, когда идет процесс интенсивного осознания своего «Я», следовательно в работе с детьми данного возраста надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, осторожнее относиться к оценке того или иного природного объекта или явления.

2.    Возраст с 3-х до 6-ти лет – это когнитивный уровень. Ребенок стремится познать окружающий мир, природу, появляется ориентация на нормы взаимодействия с природой, субъективное отношение к экологическим ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка.  Это тот уровень, когда ребенок нацелен на усвоение норм, правил и образцов деятельности и поведения взрослых.

3.    Возраст 6-7 лет – это социальный уровень, на котором значительно усиливается позиция собственного «Я», соотнесенная с экологическим идеалом. К 7-ми годам ребенок освоил нормы, правила, ценности жизни взрослых. Поэтому произошли изменения в его мотивационно-потребностной сфере личности, а именно появилось основное психологическое новообразование, характерное для этого возраста, – стремление к социально значимой, социально оцениваемой деятельности. Применительно к становлению экологической субкультуры этот мотив конкретизируется в усилении у ребенка мотивов собственного совершенствования, индивидуальные успехи приобретают социальный смысл, свое поведение сопоставляется с экологическим идеалом и выстраивается таким образом, чтобы его поняли бы и приняли дети и взрослые, а также положительно оценили.

При организации экологического общения с детьми родителям необходимо придерживаться следующих положений:

Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально-чувственному опыту ребенка.

Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем четче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.

Учет жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе. Работу по становлению экологической субкультуры детей необходимо строить с учетом того жизненного опыта, который есть у ребенка, а также с учетом познавательных интересов и способностей к тому или иному роду деятельности.

Объяснение сущности природы, ее явлений и механизмов. Необходимо раскрыть детям основные законы природы, научить понимать и объяснять природные явления.

Осуществление процессов приобщения к природе в домашне-бытовых условиях, общественно-трудовой деятельности в рамках семьи, условиях праздника.

В качестве приобщении детей к природе как к сложному, многофункциональному и многокомпонентному явлению современные исследователи рекомендуют воспитателям предложить родителям следующие направления работы с детьми:

— знакомство детей с отличительными признаками растительного и животного мира посредством познавательных бесед, проблемных ситуаций, прогулок, использования литературных произведений и периодических изданий;

— формирование созидательных начал у детей в разных видах деятельности с акцентом на природоведческую, природоохранную деятельность в рамках семьи;

— формирование эмоционально-положительного отношения к естественной красоте природы, выраженной в произведениях искусства, в окружающей действительности и соотносимой с нашей реальностью как великая «книга жизни».

Организация эколого-развивающей среды в домашних условиях должна включать:

— уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения и растения, выращенные ребенком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);

— уголок «выращивания», оснащенный необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием) инструменты для работы с землей, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т. д.;

— уголок природного материала;

— фотографии на тему «природа», журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

Также воспитателю следует обратить внимание родителей на то, что мир чувств ребенка всегда связан с интеллектуальной сферой. Поэтому в семейном воспитании должны широко использоваться экологические факты. Под их воздействием у детей происходит интеллектуализация эмоций, «смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на все более осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют при этом своей эмоциональной насыщенности» (С.Д. Дерябо).

Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда, на котором отражаются различные экологические события не только страны, региона, но и детского сада, эколого-оздоровительная работа с детьми и т.д. Анкетирование родителей, беседы позволяют выявить отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье. Результаты анкетирования затем анализируются и обсуждаются на родительских собраниях или семинарах-практикумах с целью наметить дальнейшую работу с детьми и родителями. Экологические праздники, походы, экскурсии, субботники совместно с родителями позволяют создать условия для сотрудничества детей и их родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и к экологии в целом.

Литература

1.    Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480с.
2.    Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
3.    Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — №3. — С.87-94.
4.    Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 46 с.
5.    Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. —  80 с.
6.    Зиновьева, М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста: диссертация на соиск. учен. степ. канд. психологических наук: (19.00.13) /М.В. Зиновьева. — Москва, 2001. — 199с.
7. Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — №2.