Сад и огород в ДОУ

28 Авг 2014, Автор: admin

Огород, сад – традиционные элементы для дошкольных учреждений, углубленно занимающихся ознакомлением с природой, и многих детских садов, размещенных в небольших городах и поселках. Вариативность такого элемента, как огород, проявляется в его размерах, назначении, подборе культур, месторасположении. Традиционно огород используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Выращенная продукция зачастую используется непосредственно в детском саду.

Однако использование огорода для целей экологического образования можно расширить, рассмотрев условия произрастания разных растений, обозначив их географическую родину, рассказав детям об их дикорастущих родственниках, проследив за развитием растений, их сезонными изменениями. Кроме того, на примере выращивания овощей можно познакомить детей с экологически чистыми продуктами и правилами экологически безопасного сельского хозяйства.

Н.А. Рыжова выделяет три основных типа огородов: во дворе дошкольного учреждения; мини-огороды на окнах; огороды в теплицах, парниках.

Дошкольное учреждение обязано определять степень безопасности выращиваемой на своей территории продукции. Категорически запрещено употреблять в пищу продукцию с огородов, расположенных вблизи автотрасс с интенсивным движением, в экологически загрязненных регионах. (К сожалению, в настоящее время это учитывается редко. В отчетах многих дошкольных учреждений о работе по экологическому образованию можно встретить информацию о том, что детский сад находится вблизи крупного промышленного предприятия, в крайне неблагополучном микрорайоне, и в то же время указывается, что дети выращивают на территории учреждения овощи, которые употребляют в пищу).

Вторая проблема экологической безопасности, которая может быть рассмотрена на примере огорода (сада), – необходимость организации экологически чистого сельского хозяйства: выращивание растений без применения ядохимикатов, химических удобрений, использование биологических методов защиты растений.

С этими вопросами связана и проблема получения экологически чистых продуктов.

При наличии места участок может включать в себя «уголок» леса, луга, возвышенности и впадины, тихие уединенные уголки и места для активного строительства детьми сооружений из доступных природных материалов: песка, глины, щебня, дощечек и т.д. Все это имеет большое значение для физического, эмоционального, познавательного развития детей, для исследования разнообразия мира во всех его доступных формах.

.

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.