Современные технологии дошкольного образования
24 Апр 2014, Автор: adminПроблема технологий дошкольного образования и внедрения в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений современных образовательных технологий не нова, актуальна и значима, особенно сейчас, в условиях модернизации. Современный педагог нуждается не только в освоении тех педагогических технологий, с помощью которых можно строить эффективный образовательный процесс, но и в осмыслении таких технологий, на основе которых возможна разработка собственных системных подходов во взаимодействии с детьми дошкольного возраста и другими участниками образовательных отношений.
В последующих статьях мы предлагаем Вашему вниманию описание современных педагогических технологий, их особенностей, методов и приемов реализации в образовательном процессе ДОУ.
Считаем, что данные разработки могут быть полезны и интересны достаточно широкому кругу педагогических работников, а также студентам педагогических колледжей и ВУЗов, слушателям курсов повышения квалификации по проблемам дошкольного образования, учителям начальной школы, родителям.
Сегодня речь идет о гуманитаризации образовательного процесса, провозглашаются принципы развивающего обучения, пропагандируется дифференциация и индивидуализация образования. Все это предоставляет возможность педагогическим коллективам ДОУ проектировать (выбирать и конструировать) собственную нетрадиционную модель образовательного процесса с ориентацией на местные региональные, климатические, демографические и другие условия. При этом акцент делается на становлении социально-успешной личности ребенка-дошкольника, а знания становятся элементом культуры.
Эффективность работы современной образовательной системы определяется условиями, созданными для развития детей, обеспечивающими саморазвитие личности и формирование навыков саморегуляции в быстро меняющихся социальных условиях ее существования.
Известный постулат о том, что «личность формируется в деятельности» не потерял на сегодняшний день своей актуальности. Поэтому процесс воспитания и обучения детей рекомендуется осуществлять с ориентацией на деятельностный подход в целом и/или на его модификации (личностно-деятельностный, системно-деятельностный и т.п.). Соответственно и технологии работы с современным дошкольником должны носить деятельностный характер и обеспечивать активную совместную и самостоятельную деятельность детей.
Еще одной особенностью модернизации дошкольного образования является акцент на его вариативности, которая предполагает не только разработку различных вариантов его содержания, но также поиск и научно-практическое освоение новых идей и технологий.
Технологизация образовательного процесса в современном ДОУ становится важной по нескольким причинам:
Во-первых, реализация в дошкольном образовании системного подхода при решении ряда педагогических проблем, связанных с проектированием образовательного процесса, с созданием авторских педагогических систем и конструированием деятельности детей. Во-вторых, педагогические технологии существенно активизируют образовательный процесс, создают условия для творческой деятельности детей. В-третьих, возрастает потребность в компетентных педагогах, способных разрабатывать модели, проекты, авторские программы, технологии образования дошкольников.
Особая необходимость внедрения образовательных технологий в дошкольных учреждениях приобретается в новых социально-экономических условиях, связанных с модернизацией и технологизацией образовательного пространства, с введением государственных образовательных стандартов.
Таким образом, основная цель образовательной деятельности как социального феномена сегодня не может быть достигнута вне «технологического» поля – той сферы профессиональной педагогической деятельности, которая соответствует современным научным воззрения.