Условия организации в ДОУ экологической развивающей среды
18 Авг 2014, Автор: adminИсходя из определения экологической развивающей среды, следует выделить ее условия, влияющие на совершенствование педагогического процесса: 1) содержательные; 2) процессуальные; 3) технологические.
В качестве содержательных условий выступают: миссия ДОУ (сознательный и обоснованный выбор ДОУ важнейших функций деятельности, масштабов и уровней их реализации, конкретных приоритетов, направлений деятельности); модель экологически воспитанного выпускника ДОУ; ее цели, конкретизированные на основе оценки внутренних и внешних возможностей ДОУ. Важную роль в этой подгруппе условий играет содержание педагогического процесса, включающее в себя организацию жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
Процессуальные условия экологической развивающей среды должны приводить в соответствие с целью ДОУ, содержательными аспектами ее деятельности все имеющиеся внутренние и внешние ресурсы, обеспечивая тем самым согласованность деятельности участников педагогического процесса. Большое значение имеют условия данной подгруппы в «настраивании» участников педагогического процесса на усвоение целей ДОУ. «Настраивание» состоит не в осмыслении ими заранее заданных по отношению к ним целей, а в создании условий для вовлечения их как субъектов сотворчества в открытое взаимодействие друг с другом по разработке, обновлению и конкретизации совместной деятельности на основе выявленных тенденций экологической развивающей среды ДОУ.
Технологические условия связаны с определением технологий образовательного процесса. Значимость условий этой подгруппы обусловлена стремлением ДОУ к достижению конечных результатов.
Технологический подход к педагогическим явлениям и процессам определяется, с одной стороны, как совокупность методов и средств обработки, а с другой – как способы воздействия одного субъекта взаимодействия на другой.
.
Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.