Условия творческого самовыражения детей среднего дошкольного возраста

03 мая 2013, Автор: admin

творческое самовыражение детейВ своей работе мы представляем опыт изучения роли семьи в развитии творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Исследование проводилось в д/с №176 «Белочка» АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти Самарской области. В исследовании принимали участие дети средних групп и их родители. Изобразительное искусство включает в себя эмоциональную и интеллектуальную стороны жизни ребёнка. В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия — это духовный заряд детского творчества». Мир, в котором живёт и взрослеет малыш, во многом зависит от того, какие чувства вносим в него мы, взрослые.

Как часто и не всегда по праву воспитывающие и значимые для дошкольника взрослые, со своими заботами о материальном комфорте, забывают о создании элементарных условий для развития и творческого самовыражения детей.

Свою работу по изучению актуальной проблемы мы проводили в два этапа, в течение одного месяца. На первом этапе — диагностическом — было проведено анкетирование родителей на тему: «Условия для творческого самовыражения ребенка в изодеятельности». Выяснилось, что не все родители детей 3-5 лет понимают смысл заданного вопроса. 65% из опрашиваемых ответили: «Мы не мешаем ребёнку рисовать, значит, создаём условия для творчества». На вопрос: «Посещаете вы вместе с детьми выставки, музеи?», «Обсуждаете ли с детьми прочитанные книги, телепередачи, фильмы?» большинство ответило: «К сожалению, нет». Вместе с тем, 87 % опрошенных родителей отмечают, что у них с детьми есть взаимопонимание, общие занятия и увлечения. Результаты анкетирования родителей еще раз подтверждают актуальность заявленной проблемы. Результаты дальнейшей экспериментальной работы показали, что уже в среднем дошкольном возрасте можно научить детей выражать свои эмоции и чувства через самостоятельную творческую изодеятельность: рисование, аппликацию, лепку, ручной труд, а значит научить мыслить творчески, быть эмпатийным, отзывчивым человеком, способным на рефлексию своих чувств. Был сделан вывод, что одного только участия воспитателей детского сада недостаточно, необходимо привлечение родителей к решению поставленной задачи.

На втором этапе исследования мы предложили родителям воспитанников создать условия в семье для самостоятельной деятельности детей выполнить творческое задание на тему: «Моё настроение». Предварительно была проведена консультация с родителями на тему: «Как правильно создать условия для творческого самовыражения детей в изобразительной деятельности». Выполненные работы предоставили возможность для анализа ролевых отношений в семье, а также отношение самих родителей к творческому заданию. 76% родителей выполняли работу вместе с детьми: папа нарисовал ёлку, а ребёнок её украсил игрушками; мама нарисовала рыбку, а ребёнок водоросли вокруг нее и т.д. Часть работ (14%) была выполнена самими родителями, без участия ребенка. 10% родителей создают необходимые условия для творчества ребенка, вместе с тем не принимают непосредственного участия, дети работают самостоятельно.

В последствии, используя результаты творческой совместной деятельности детей и родителей, мы провели цикл комбинированных занятий с целью формирования у детей представления о ролевых взаимоотношениях в семье и семейных ценностях; создавали условия для творчества, поощряя потребности ребёнка в самовыражение через изодятельность, в результате чего была оформлена выставка рисунков, посвященная настроению людей. Таким образом, дети могли понять, что все люди разные, но не одиноки в этом мире: иногда бывает грустно не только тебе, но и другим. Совместно с родителями было проведено развлечение «Планета настроений». Так мы помогаем родителям лучше понимать своих детей, повышаем их психологическую грамотность.

Каждый человек, каждый ребёнок уникален, поэтому уникален и путь его развития, формирования его талантов и характера. И важную роль в формировании личности ребёнка, развитии его творческих способностей играет его семья.

По материалам И.А. Никиревой, г. Тольятти (Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Сборник статей Региональной научно-практической конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 113-115).

рассказать друзьям и получить подарок