Творческие и сюжетно-ролевые игры как средство ознакомления дошкольников с природой

16 Сен 2014, Автор: admin

Творческие игры с экологическим содержанием имеют большое значение для развития детей. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий, наблюдений, чтения природоведческой литературы. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.

Сюжетно-ролевые игры основаны на моделировании содержания экологической деятельности («Экскурсия по зоопарку», «Магазин цветов», «Экологическое путешествие», «В гостях у Лесовичка» и др.) или имитации природных процессов, отношений между объектами природы («Как дерево превращается в почву», «Приключения Экоколобка», «Маскировка» и др.). Такие игры в форме разыгрывания сюжетов экологических сказок (игры-драматизации и игры-театрализации) дают возможность передать взаимодействие в мире природы в собственной интерпретации детей. Сюжетно-ролевые игры учат решать экологические проблемы через понимание и сотрудничество, поощрение личного участия и личной ответственности; развивают образную память и воображение как способность проектировать различные экологические ситуации и их последствия. Сюжет и атрибутику ролевой игры могут иметь театрализованные экологические праздники, конструкторские игры, труд детей в природе. При организации наблюдений создаются игровые ситуации, когда дети представляют себя детективами или инопланетянами, которым придется заниматься поисками тех или иных природных предметов (опавших плодов и семян, насекомых и следов их деятельности и т.п.).

Началом игры является создание воображаемой ситуации («мнимой», по Л.С. Выготскому), т.е. постановка перед детьми задачи на воображение: «Представьте себе…», «Как будто бы…», «Если бы…» и т.п.

Например, при изучении темы «Сезонные изменения в природе осенью» воспитатель предлагает детям поиграть в «лесное собрание»: «Представьте себе, что все мы — лесные жители, кто — насекомые, кто — звери, кто — птицы…

— Наступила осень. Заволновались в лесу звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся — скоро наступят холода. Решили созвать лесное собрание и узнать, кто как готовится в зиме…

Дети распределяют роли: медведь — председатель собрания, дятел — секретарь. На собрание пришли еж, заяц, лиса, прилетели бабочки, птицы, приползли муравьи, жуки и ящерицы. Конечно, воспитатель не пускает на самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогает детям, если сюжет «разваливается», если ребенок не знает, как играть свою роль. Приведем пример подобной помощи.

Мила взяла на себя роль ежа. Но когда девочке дали слово, она растерялась и смущенно стояла молча.

— Ты еж или ежик? — спрашивает воспитатель Милу.

— Ежик, — отвечает девочка.

— Значит, ты еще маленький, недавно родился, еще, наверное, не знаешь, как ежи готовятся к зиме? — Мила кивает головой.

— И настроение у тебя из-за этого вот такое, верно? — воспитатель дает девочке картинку, на которой изображен плачущий ежик.

Девочка тут же «подхватывает» игровую ситуацию, начинает передавать «страдания» ежика:

— Ой, помогите, я ежик маленький, бедненький, не знаю, как ежи к зиме готовятся. Ой, я замерзну, пропаду…

Дети поддерживают эту линию развития сюжета игры и тут же предлагают помощь Миле-ежику. Теперь и другие персонажи могут ошибаться или не знать, что делать. Отсутствие знаний или их неточность «прячутся» в игровой сюжет, становятся как бы не реальными, а воображаемыми. Поэтому ребенок может не опасаться сказать что-то не так (ведь это не он говорит, а его ерой), признаваться в своей неосведомленности, незаметно для других дополнять, уточнять свой знания. Психологи утверждают, что такие ситуации в игре выполняют функцию «психологической реабилитации».

Дети прекрасно понимают, что это игра, что в ней все «понарошку», что иногда она может расходиться с реальным положением дела. Если они чего-то не осознают, педагог не забывает об этом рассказать. Например, в описанном выше случае после окончания игры воспитатель хвалит всех «артистов», а затем говорит, что он немного слукавил: в настоящей жизни все ежи, и маленькие, и большие, точно знают, что нужно делать осенью. Этими знаниями они наделены от природы. Таким образом, противоречия между формой приобретения знаний (игра) и научными представлениями о явлении не возникает.

 .

Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.

.

На страничке free-play-avtomati.info предлагаются различные бонусы и турниры в игровых аппаратах на деньги В данном встроенном портале интернет игр строго соблюдается один простой принцип – «доверяй, но проверяй».