Отношение родителей к дошкольному образованию в традиционном детском саду и детском саду Монтессори

01 Авг 2017, Автор: admin

Данная тема выбрана не случайно. Еще во время обучения я осознал значимость дошкольного периода в становлении личности человека и сосредоточил свое внимание на взаимодействии семейного и дошкольного воспитания.

В дошкольном возрасте ребенок наиболее чувствителен к событиям, происходящим вокруг него, он воспринимает всю информацию и перенимает от взрослых и сверстников образцы поведения и отношений. Вот почему для общества важно, чтобы родители изначально формировали независимых, уверенных в себе, образованных и альтруистических личностей, которых система дошкольного образования будет развивать дальше. По этим причинам непрерывное поддержание положительного отношения родителей к дошкольному образованию и построение позитивных взаимоотношений с дошкольными учреждениями выгодно для дальнейшего развития дошкольного образования в целом и детей дошкольного возраста.

На первых этапах осмысления заявленной темы мной была изучена профессиональная психолого-педагогическая литература об особенностях развития ребенка дошкольного возраста. Начиная с традиционных подходов я постепенно добрался и до альтернативных.

Я считаю, что из альтернативных подходов наибольший интерес представляет педагогика Марии Монтессори, где достаточно большое внимание уделено взаимодействию семейного и общественного воспитания. Основное внимание уделяется семье в целом, типам семей, семейной жизни, семейной среде, воспитанию и отношениям родителей к дошкольному образованию. Это обусловлено тем фактом, что семья — это место, где ребенок впервые формирует свою картину мира, пробует образцы поведения и отношений, конструирует свой собственный стиль взаимодействия с окружающими.

В исследованиях разных авторов часто упоминается, что долгое время дошкольное образование было унифицировано и у родителей не было возможностей выбора дошкольного учреждения с учетом их особых потребностей или альтернативного направления. Поэтому, хотя некоторые родители и не были удовлетворены существующей системой и проявляли интерес к альтернативному подходу, поделать они ничего не могли. Также сложная и нестабильная социально-экономическая ситуация в России тех лет не способствовала поиску альтернативных методик. И даже при их наличии  многие родители не могли себе их позволить либо из-за территориальной удаленности, либо из-за дороговизны предоставляемых услуг.

В интервью с родителями, которые воспитывали детей дошкольного возраста в 1990-х годах прошлого века, я узнал, что при выборе дошкольного учреждения решающим приоритетом для родителей была в основном близость дошкольного учреждения к месту жительства или месту работы одного из родителей.

За последние десятилетия значительно модернизировалась и традиционная система дошкольного образования и появились разнообразные возможности для выбора наиболее подходящего варианта дошкольного образования. Традиционная система стала отличаться тем, что родители могут принимать активное участие как в разработке образовательной программы дошкольного образования конкретного детского сада, так и в ее реализации.

Кроме того, сегодня родители могут выбирать из множества дошкольных учреждений, как с традиционным, так и с альтернативным педагогическим подходом, которые нацелены на удовлетворение разнообразных потребностей главных потребителей образовательных услуг.

Теперь я тоже родитель, и мне и моей жене важно, чтобы с раннего детства наш ребенок получал хорошее образование. Мы уже 6 месяцев посещаем дошкольное учреждение и часто наблюдаем самое разнообразное отношение родителей к системе дошкольного образования. В зависимости от собственного опыта родители высказывают разные мнения о детском садике: от крайне негативного до восторженно позитивного. Современный родитель отличается стремлением к педагогической грамотности, нормативно-правовой осведомленности, что повышает требования к детском саду в плане профессиональной компетентности педагогического состава и вопросах построения взаимодействия с семьей. Например, если родители ориентируются в ФГОС ДО лучше, чем педагоги, в чью группу они приводят своего ребенка, это моментально накладывает отпечаток на отношение родителей к детского саду. Педагогическому составу приклеивается ярлык «некомпетентный» и это мнение передается из уст в уста на детских площадках, за чашкой чая и т.п., что снижает конкурентноспособность образовательного учреждения, принижает его статус, не позволяет выстроить взаимоотношения с семьями на конструктивной основе.

В своей педагогической практике я стараюсь сделать все возможное, чтобы улучшить отношение родителей к дошкольному образованию. В своем исследовании я изучаю особенности семейного взаимодействия с детьми и построение детско-родительских взаимоотношений. Так как я являюсь педагогом Монтессори, то и в исследовании даю данной системе более подробное описание. Но основной упор в моем исследовании сделан на семейные, родительские роли; отношения родителей с дошкольным образованием; причины выбора дошкольного учреждения и способы взаимного сотрудничества; удовлетворенности выбранным дошкольным учреждением и совместным взаимодействием.