Развитие мелкой моторики в процессе изготовления атрибутов и персонажей для игр-драматизаций (из опыта работы)

08 Янв 2018, Автор: admin

Условия формирования опыта

Мелкая моторика – это четкие и точные движения пальцев ребенка, умение хорошо управляться со своими пальчиками: брать и перебирать мелкие предметы, умение хорошо держать карандаш, ловко расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. Развитие мелкой моторики – это необходимое условие для обучения ребенка большинству видов творчества и хорошей обучаемости ребенка. От развития мелкой моторики напрямую зависит развитие речевых и мыслительных центров головного мозга.

Многолетний опыт работы в группе для детей с задержкой психического развития, показал, что проблема развития мелкой моторики является одной из главных. Моторная недостаточность у детей проявляется на занятиях по рисованию они плохо держат карандаш, руки часто напряжены. По этой причине многие вообще не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук в работе с пластилином и на занятиях по аппликации.

Использование традиционных упражнений для развития мелкой моторики не давало качественных результатов, только в более легких случаях, в то время как у остальных детей такая деятельность вызывала негативизм.

Таким образом, возникла необходимость создания системы работы, которая поможет вызвать и поддержать у детей устойчивый интерес к продуктивной деятельности, а также сформировать умение ставить цели и достигать их.

Изучив методическую литературу я сделала выводы:

— сделать продуктивную деятельность привлекательной для воспитанников поможет применение методов арт-педагогики;

— помочь справиться со страхами перед неудачей, сделает возможным использование сказок, которые служат связующим звеном между внутренним миром ребенка и настоящей действительностью.

Идея моего опыта – корригировать мелкую моторику в процессе изготовления атрибутов и персонажей для игр-драматизаций, развивая при этом творческие способности и собственную активность детей, что благотворно влияет на личностное становление каждого  ребенка.

В соответствии с данной идеей были сформулированы следующие задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук через художественно-продуктивную деятельность.
  2. Развивать мотивацию, воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
  3. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
  4. Формировать опыт совместной с взрослым деятельности (сотворчества), стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Теоретическая база опыта:

Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной жизненной ситуации ребенка

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Еще В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), чем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Мы предположили, что развитие мелкой моторики будет проходить более эффективно, если в систему занятий включить приемы и методы арт-технологий.

Об использование арттехник в системе работы с дошкольниками можно узнать в следующих источниках:

  1. Валиев С. Сказки для всей семьи. Арт-педагогика на практике
  2. Григорьева О.А. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности;
  3. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования;
  4. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями, под редакцией Неретиной Т.Г.;
  5. Медведева Е.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании.

Актуальность. В наше время достаточно часто наблюдаются нарушения в развитии мелкой моторики рук, это же подтверждается результатами диагностики в группе.

В настоящее время учеными-исследователями доказано, что чем раньше начата профессиональная систематичная работа, тем успешнее и эффективнее будет учиться ребенок в дальнейшем, тем у дошкольника в будущем больше перспектив для личностного становления, тем успешнее будет осуществлена его социальная адаптация. В настоящее время ученые убеждены, что человеческая личность пластична и способна к изменениям в любой возрастной период. Но импульсы к этому изменению могут быть разными. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для позитивных и эффективных изменений в развитии мелкой моторики, а также личности ребенка в целом.

Особый интерес при осуществлении работы представляет достаточно новый в настоящее время метод работы с ребенком при помощи искусства (арт-педагогики). Что позволяет решать не только задачи по развитию мелкой моторики, но и другие развивающие задачи, к которым относятся: эмоциональное, сенсорное, умственное, социально–коммуникативное, речевое, эстетическое развитие ребёнка.

Адресность опыта.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям групп для детей 6-7 лет.

Трудоёмкость опыта.

Данную работу может провести заинтересованный воспитатель, владеющий методиками арттехнологии.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных произведений, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.

Технология опыта.

Работа по созданию атрибутов и героев к играм-драматизациям проводится с использованием образовательной технологией «Ситуация» (автор Л.Г. Петерсон) в основе которой лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение  всего времени работы над темой.

В нашем случае, источниками формирования ситуации стали события, описываемые в сказках, запланированных в соответствии с лексическими темами, предусмотренными основной образовательной программой МДОАУ ДС «Золушка». В зависимости от сюжета произведения, детям предлагаются проблемные ситуация, в ходе решения которых, возникает необходимость создания своими руками персонажей и атрибутов сказки. В процессе творческой деятельности они актуализируют ранее полученные знания или способы действий, а в случае затруднения, с помощью педагога, «открывают» новые. Закрепляя их в дальнейшем в художественно-продуктивной деятельности.

Система работы отражена в парциальной программе «Творим, играем, развиваемся». Программа состоит из 9 модулей, которые могут легко преобразовываться в самостоятельные проекты.

Формы работы:

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

— индивидуальная работа с детьми;

— свободная самостоятельная деятельность самих детей;

— совместная деятельность  родителей с детьми;

Система занятий включает: изобразительную деятельность (рисование, лепку и аппликацию) и ручной труд.

В совместной деятельности я использую различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, но и углубляется эмоциональное отношение к действительности.

Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использую техники «пластилинография», «мозаика» и такие материалы, как пластилин, солёное тесто.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Одним из видов работы с бумагой являются поделки в технике «обрывание». Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями. Также детей привлекает возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые мы используем в играх и инсценировках.

Особое внимание уделяю раскрашиванию рисунков. Для этого использую альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предполагаю игры, в которых детям необходимо было проводить параллельные линии в определенном направлении.

Родители воспитанников становятся активными участниками общего дела: они обсуждают с детьми варианты изготовления пособий, материалы, поддерживают мотивацию к общему делу. Они имеют возможность стать активными участниками процесса и творчески использовать полученные знания о способах и приемах развития мелкой моторики и изготовления атрибутов и героев для игры.

Ребенок может свободно развивать свои таланты и способности, по возможности сам преодолевать встречаемые им трудности.

Результативность опыта.

На протяжении трех лет наблюдается рост положительной динамики развития мелкой моторики детей. Так в 2013-2014 учебном году она составила 54%, в 2014-2015 учебном году – 68%, в 2015-2016 году – на 58%. Таким образом, средний показатель данных исследований составляет 59%.

К тому же использование данной системы работы сделало возможным для меня, как для воспитателя: поддерживать у детей устойчивый познавательный интерес в течение всего занятия, а для детей: научиться ставить цели и достигать их, предлагать, как можно больше вариантов решений задач или способов выхода из затруднения, тем самым развивая вариативное мышление, признавать свое право на ошибку, не оправдывая ее, а извлекая ценные уроки.

Дети стали успешнее справляется с составлением различных орнаментов, выполнять сложные аппликации по мотивам сказок, работать с нетрадиционными и природными материалами. Создавая красивые вещи своими руками, видя результат своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение.

Опрос родителей позволил выявить, что наша совместная работа способствовала улучшению психологического климата и взаимодействия с детьми в семье.

Так же положительным результатом своей работы считаю участие воспитанников в творческих конкурсах и в дальнейшем обучение в Детской школе искусств на художественном отделении.