Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством сказки (из опыта работы)

10 Янв 2018, Автор: admin

Актуальность и перспективность опыта. В настоящее время перед образованием встает задача воспитать творческого, всесторонне развитого человека. Стремление к творчеству характерно для современных детей, а детский сад – это мир детства, радости, ежедневных открытий, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает поиск разума и добра.

В процессе воспитания и обучения понятие «творчество» неотрывно связано с понятиями «способности», «интеллект», «развитие». Личность, одарённость, творчество можно расценивать, как одно из проявлений разностороннего гармоничного развития воспитанника.

В педагогике существует большое количество технологий, приёмов и методов развития творческих способностей дошкольников. Однако среди этого множества мы выделяем литературный жанр «сказка» – идеальный инструмент всестороннего развития личности ребенка.

Тот, кто в детстве не читал и не слушал сказок, в зрелые годы не будет способен к творчеству, утверждают исследователи, изучающие влияние сказок на развитие ребенка.

Сказка – есть и будет опорой детства. Своим содержанием она развивает творческий потенциал детей, креативность. Сказка открывает простор для детского творчества, она развивает речь детей, воображение, память, учит детей коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека. Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира – он оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное.

Актуальность опыта определяется уникальными возможностями развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования различных методов работы со сказками.

Противоречия. В практике дошкольного образования можно проследить следующий процесс: ознакомление дошкольников со сказками ограничивается чтением, беседой и инсценировкой отрывков произведения, при этом не обращается должного внимания на более широкий развивающий потенциал этого литературного жанра. Противоречие, которое возникло между большим развивающим потенциалом сказок и стереотипным их использованием в работе с детьми с целью развития творческих способностей дошкольников обусловили выбор темы опыта.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством сказки.

Условия возникновения опыта

На идею становления опыта по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством сказки оказали влияние следующие факторы:

— активное участие в работе городского методического объединения;

— ежегодное участие в зональных педагогических чтениях;

— достижение результатов в работе с детьми по развитию творческих способностей;

— подборка интересного материала и идей в методической литературе.

Теоретическая база опыта. Детское творчество – одна из актуальных и далеко не новая проблема дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали многие педагоги и психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

Л.С. Выготский считает, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Особенностью детского творчества является то, что оно не может быть принудительным, так как оно возникает только на основе детских интересов.

Н.А. Ветлугина признает интуитивность и самобытность творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Если ребенок с помощью взрослых научится положительно оценивать свое творение, то такое вмешательство будет только способствовать детскому творчеству.

Изучение психолого-педагогических условий творческого развития детей представлено в трудах Д.Б. Богоявленской, Д.Б. Эльконина, рассматривающих различные аспекты развития воображения.

О.А. Шиян «Развитие творческого мышления: работаем по сказке» предлагает методику развития творческого мышления дошкольников в процессе работы по сказкам.

Л.Б. Фесюкова в своей книге «Воспитание сказкой» предлагает нетрадиционный подход к работе со сказками.

Новизна опыта. Новизна опыта заключается в совокупности специального набора форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.

Адресность опыта. Опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей дошкольного возраста и их родителей.

Трудоемкость опыта. Деятельность по реализации данного опыта работы может организовать любой заинтересованный педагог ДОО. Важным условием является наличие специальной материально-технической базы, методической и художественной литературы. Самым трудоёмким будет создание коллекции кукол театра «Живая рука».

Технология опыта. Сензитивным периодом для развития творческих способностей является дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии.

Изучив и проанализировав работы ведущих педагогов и психологов, возрастные особенности детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что наиболее эффективным средством, для решения данной проблемы может стать сказка. В процессе работы со сказкой развивается:

— речь ребенка, которая предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной стороны языка;

— коммуникативные навыки;

— творческие способности детей;

— партнерство в системе «педагог — ребенок — родитель».

Для достижения положительных результатов в развитии творческих способностей дошкольников была создана развивающая предметно-пространственная среда (РППС), которая проектировалась с учётом требований ФГОС ДО. РППС, ориентированная на познавательную и эмоциональную активность детей, формирование творческого потенциала, реализации индивидуальных способностей детей, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной творческой деятельности был оборудован Центр «В гостях у сказки», который включает в себя:

1. Мини-центр «Планета сказок» содержит: картотеку сказок по возрастным группам, картотека «Сказки народов Оренбургской области», книги со сказками, рукотворные книги «Моя любимая сказка» и «Сказка нашей семьи».

2. Мини-центр «Театр». В театрализованной зоне имеются разные виды кукольного театра (пальчиковый, настольный, теневой и др.), а также собрана коллекция театральных кукол, костюмы, декорации, атрибуты.

3. Мини-центр «Волшебная кисточка» содержит разнообразные материалы для продуктивной творческой деятельности, выставки детских работ.

4. Мини-центр «Магическая лаборатория» содержит оборудование для исследовательской деятельности.

Раскрытию творческого потенциала дошкольников способствует соответствующая организация образовательного процесса, с помощью включения сказки во все виды детской деятельности. Развивая творческие способности детей дошкольного возраста посредством сказки, используются следующие технологии, нетрадиционные методы и приёмы: технология интервью, технология проектной деятельности, технология сотрудничества, когнитивные и креативные методы, работа с тестом, куклы театра «Живая рука».

При работе по ознакомлению со сказками применяется методика, предложенная Л.Б. Фесюковой, в основе которой лежит интеграция. Суть нетрадиционного подхода к работе со сказкой состоит в обучении детей оригинально, необычно, по-своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, соединять несколько сюжетов в один и т.д.

В качестве средства развития творческих способностей детей широко применяется игра-драматизация. В играх-драматизациях дети передают впечатления от литературного произведения, отражая жизнь в художественных образах, пересказывая их. Особенно интересно проходят игры-драматизации и инсценировки с использованием кукол театра «Живая рука». Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности.

Работа по ознакомлению детей со сказками, служит базовой основой познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых и любимых сказок позволяет сделать этот процесс занимательным и интересным. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, а в старшем дошкольном возрасте, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.

Сказка подбирается с таким содержанием, на основе которого можно развернуть детское исследование. К таким литературным произведениям предъявляется ряд требований: интересный сюжет; соответствие возрасту детей; наличие динамики, загадки, недосказанности; включение в исследование.

Организованная таким образом работа со сказкой, позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого воспитанника к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности.

Технология проектной деятельности позволяет воспитанникам вместе с взрослыми и сверстниками, в развивающем пространстве детского сада создавать игры, придумывать сказки, загадки, моделировать костюмы, узнавать значение старинных слов и фраз из сказок, готовить сказочные блюда. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе проектной деятельности дети осваивают технологию интервью, которая используется на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

Несомненным остаётся то, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важна организация сотрудничества с семьей, с применением разнообразных форм работы, но наиболее эффективной и интересной считаем «Творческую мастерскую».

В мастерской участники расстаются со своими обычными ролями и это разотождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников. Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством; показать приемы работы (традиционные и нетрадиционные) с различными материалами. Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере дает возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности. Развивает эмоциональную сферу детей. Помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязи между поколениями.

Результативность опыта. Для того чтобы отследить результативность работы были использованы следующие диагностические методы: наблюдение; создание экспериментальных ситуаций; комплекс творческих заданий, предложенный в методическом пособии Е.В. Котовой «Развитие творческих способностей дошкольников».

Для объективной оценки творческих способностей детей воспользовались методом независимых характеристик Л.Н. Дроздиковой «Критерии оценки творческой самореализации дошкольников в учебно-творческой, познавательной деятельности».

Разработаны авторские парциальные программы «Родничок» для детей младшего дошкольного возраста и «Планета сказок» для детей старшего дошкольного возраста, которые имеют положительную рецензию кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образование и проблем воспитания Михеевой Елены Владимировны.

Основные выводы. В заключение следует отметить, что развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством сказки будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Так же важна заинтересованность в достижении целей самого педагога. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям.