Влияние нетрадиционных техник изображения на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
26 Сен 2012, Автор: adminНачинать работу по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными способами изображения лучше всего с техники пальцевой живописи. Многие художники использовали эту очень простую в исполнении технику. Так, немецкий художник Гюнтер Юккер создал ряд замечательных произведений, используя этот приём. Эту технику можно отнести к собственно детским способам рисования. Малышам ещё трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно исследование пальчиками, поэтому эту природную способность детей необходимо использовать. Можно рисовать точками, пятнами, разводами. Когда освоена пальцевая живопись, можно попробовать рисование ладошками. Техника печатки позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя его из отпечатков. Простейшую печатку можно изготовить из овощей: картофеля, моркови, редьки. В практике работы со средним и старшим дошкольным возрастом используется метод печати листьями и другими природными материалами (колосочками, шишкой, мхом, маком). С помощью метода «Остапа Бендера» получают разнообразные портреты (используется настольная лампа, на бумаге появляется теневое изображение ребёнка, контуры обрисовывают и раскрашивают по желанию ребёнка). Удобство этого способа состоит в том, что его можно использовать в работе с детьми разных возрастов. С помощью метода «Остапа Бендера» можно изготовить целую галерею профильных портретов (членов семьи, друзей и близких). Удивление и восторг ребёнка всегда вызывает «фотокопия» — техника изображения, дающая эффект проявления фотоплёнки. Вместо обычного карандаша детям предлагается «волшебный» карандаш — стеариновая свеча. При её помощи ребёнок наносит рисунок на весь лист бумаги. Когда рисунок готов, берётся тушь и ею покрывается рисунок. Изображение, сделанное свечой, проявляется, как в сказке, прямо на глазах. Таким способом можно научить ребёнка писать цифры и буквы.
Вышеперечисленные нетрадиционные техники изображения используются в дошкольных учреждениях в процессе обучения детей изобразительной деятельности. Следует отметить, что их гораздо больше, и многие из них рождаются непосредственно во время работы с детьми. Обучение и руководство со стороны взрослых совершенно необходимо для развития ребёнка, основная задача данного руководства заключается в пробуждении и поддержке детской активности. Именно нетрадиционные техники изображения помогают развивать и укреплять в каждом ребёнке творца, художника, которые пригодятся ему в любой деятельности. Только тому, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать открыта красота и гармония окружающего мира. И задача воспитателей — разбудить, сохранить и развить творческие способности детей, научить их творить свой мир.
Таким образом, применение нетрадиционных техник изображения в изобразительной деятельности дошкольников способствует развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, обогащению их художественной практики, проявлению художественной одаренности.