Особенности и значение музыкально-сенсорных способностей для развития дошкольников. Общие представления о способностях

26 Июл 2013, Автор: admin

музыкально-сенсорные способностиСпособности человека к какому-либо виду деятельности детерминированы природными задатками и развиваются под их влиянием. Огромное значение имеют особенности нервной системы, к которым относится чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Однако способности не проявляются сами собой. Чтобы они заявили о себе, их носителю придется приложить усилия для этого и не малые. Какая-либо конкретная деятельность, которой занимается человек, способствует совершенствованию работы анализаторов, а это значит, что развитие способностей происходит в деятельности. Соответственно, утверждать, что у человека нет способностей, до того момента, как он испробует себя в той или иной сфере, было бы крайне нелогично. Наличие интереса к тому или иному виду деятельности может говорить о наличии способности, которая проявит себя в будущем. Великий Гёте рассматривал желания человека, как интуитивное чувствование сокрытых в нем способностей, называл их предвестниками «того, что мы в состоянии будем совершить».

Центральным вопросом проблемы развития способностей является их наследуемость. Френсис Гальтон в своей концепции лучше всего описал обусловленность проявления различных способностей. Он исходил из теории Дарвина и придерживался принципов «естественного отбора и выживаемости видов». Однако его работы часто критиковались, а идеи подвергались сомнению. На сегодняшний день накоплено огромное количество данных о природе способностей, которые говорят как об их наследуемости, так и об их зависимости от условий внешней среды. Немалую роль в развитии способностей играют и внутренние факторы, то есть активность самого человека. Жизнь демонстрирует нам такие примеры, когда в результате упорства и самовоспитания, человек развивает необходимые для деятельности психологические качества, чтобы заниматься любимым делом.

Итак, какие же способности необходимы для развития музыкальной культуры?

Выделим сначала музыковедческую деятельность. Здесь на первый план выходят способности к аналитическому и образному мышлению, значимым является умение облекать свои мысли и чувства в красивую литературную оболочку, чтобы привлечь потенциальных слушателей к непосредственному восприятию музыкального произведения.

В работе композитора огромное значение имеет стремление переводить свой жизненный опыт, свои эмоции и впечатления на язык музыкальных образов.

Обследование пианистов показало большое разнообразие характеристик личностных черт. Пианисты оказались более приспособленными к социальным требованиям при сохранном консерватизме взглядов и привычек; в их деятельности отмечается низкое рабочее напряжение и проницательность.

Как было сказано ранее, даже при наличии самого большого комплекса способностей, дарованного природой, для достижения успеха все равно приходится прикладывать волевые усилия, чтобы преодолеть существующие барьеры внутреннего и внешнего планов.

Итак, подытожим, что же такое способности. Из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что способности представляют собой определенные особенности человека, а если конкретнее, то индивидуально-психологические. Причем это не простые особенности, а те которые отвечают требованиям конкретной деятельности и обеспечивают успешность ее выполнения.

В последующих материалах мы остановимся на проблеме развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

.

Казино Вулкан занимает одно из первых мест по популярности среди других азартных интернет площадок. На своих страницах сайт предлагает популярные на сегодня и качественные игровые залы, множество интереснейших игровых автоматов (например Игровой автомат Great Blue и другие), и все это делает возможным анализ, сравнение и оценку их без вложений.