Организации музыкально-игровой деятельности детей в ДОУ

05 Дек 2016, Автор: admin

Музыкально-игровую деятельность детей дошкольного возраста возможно строить в виде игры на основе колыбельных песен.

Напевы колыбельных песен — настоящая музыкотерапия: все средства выразительности — темп, мелодика, ритмическая структура — направлены на то, чтобы выровнять пульс, дыхание ребенка, снять эмоциональное возбуждение, успокоить его и усыпить. Мелодии колыбельных песен, состоящие из мягких, «поглаживающих» интонационных оборотов, являются звучащими образами любви и ласки, гармонизируют отношения ребенка с окружающим его миром.

Психотерапевтический и воспитательный эффект колыбельных песен может быть использован в работе с детьми разного возраста. Слова и напев колыбельной песни легко преобразуются в игру, воспитательная цель которой — создать для детей ситуацию эмоциональной комфортности, настроить на доброе, позитивное восприятие окружающего мира, дать возможность ребенку ощутить ласковое, сочувственное отношение к самому себе и выразить это состояние, воплотить его по отношению к кому-либо другому. Такие игры организуются с помощью различных приемов: пение колыбельной песни для «уставшей» игрушки, воспроизведение движений героев колыбельной песни (Кот — Баюн, Кошечка, Дрема, Угомон, Сон, Сониха и др.), игры со спящими фигурами (которые изображают дети) и т.д.

В процессе этих игр не обязательно разучивать колыбельную специально, достаточно предложить детям подпевать педагогу или просто слушать напев. Само звучание колыбельной мелодии действует успокаивающе, обладает релаксационным эффектом. Важно, чтобы в процессе подпевания дети сидели в удобных позах, выполняли плавные покачивающие движения корпусом и руками (изображали качание колыбели, укачивание игрушки на руках, поглаживали себя по коленям и т.д.).

В таких играх можно повторять напев колыбельной несколько раз или петь разные колыбельные — в зависимости от ситуации и настроения детей.

Педагогу, создающему игру на основе сюжета колыбельной, важно продумать движения, позаботиться о том, чтобы эти движения были мягкими, плавными, соответствующими образу тепла, уюта, умиротворения. В процессе игры в колыбельную возникает ситуация для естественного включения приема тактильного взаимодействия детей. В ласковых, поглаживающих прикосновениях дети обретают опыт бережных, заботливых действий по отношению друг к другу.

Движение переводит эмоции в видимый план, делает их более наглядными, понятными для ребенка. Кроме того, движение помогает ребенку попасть «внутрь» эмоционально-образной ситуации, прожить ее и приобрести свой, субъективный опыт эмоционального переживания. В таком контексте игры с использованием напевов колыбельных песен превращаются в своеобразные тренинги, в которых ребенок овладевает моделями ласковых, бережных, заботливых действий по отношению к окружающим. Приведем в пример варианты организации подобных игр.

Педагогу необходимо помнить, что дети не всегда могут рассчитать силу и характер собственных тактильных взаимодействий с партером по игре. Поэтому сначала нужно научить ребенка игровому самомассажу, дать ему возможность поиграть в паре со взрослым и только потом — со сверстником. Музыкально-ритмические движения и тактильные ощущения в процессе игр-массажей помогают ребенку творчески познать возможности своего тела, приобрести навыки контроля над своими состояниями.

Игровые движения в массажных играх связаны с пропеванием или интонационно-выразительным проговариванием текста. Главным при этом является не чистота интонирования с точки зрения правильного исполнения мелодии песенки, но ее эмоциональная выразительность. Голосовое звучание, выразительное интонирование, как и движение, являются эффективным средством регуляции эмоциональных состояний ребенка.

В народной педагогике развитию у ребенка выразительной речевой интонации и сопровождающего ее речевого жеста уделяется большое внимание. Так, обыгрывание песенок-потешек в движении помогает детям научиться соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела. Такие песенки-драматизации являются действенными упражнениями на развитие у детей выразительности речевых жестов и интонаций.