Виды изобразительной деятельности дошкольников, реализуемые в дошкольных образовательных организациях

30 Дек 2014, Автор: admin

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачи воспитания и развития.

Для рассмотрения видов детской изобразительной деятельности обратимся к статье Л.Г. Мусиной, в которой дается их характеристика и рассматривается их влияние на развитие художественно-творческих способностей детей.

Процесс рисования, лепки, аппликации тесно связан с живой работой мысли, с развитием образного мышления. Обучение детей основам изобразительного искусства предполагает развитие способности наблюдать, острее воспринимать явления окружающей действительности, выражать к ним свое эмоциональное отношение. Польза от творчества является просто неоценимой, ведь у детей развивается и мелкая моторика, и сенсорное восприятие, воображение и пространственное мышление, совершенствуются целые группы навыков, формируется эмоциональная оценка происходящего. Ребёнок нуждается в свободе движений, в проявлении своего воображения на полную мощность, только так он в полной мере сможет проявить всю свою фантазию и выразить своё творческое «Я». Создавая поделки своими руками, ребенок, прежде всего, изучает свойства материалов, из которых он их делает. Именно через детское творчество происходит познание мира ребёнком, осознание того, что он является частью этого мира, приходит понимание, что он может влиять на окружающие его предметы.

Вместе с интеллектуальным развитием, через детское творчество к малышу приходит и духовное осознание, происходит знакомство с прекрасным, предметы анализируются с художественной стороны. Ребенок понимает, что такое «красиво» или «некрасиво», «ровно» или «неровно», учится высказывать свои мысли и мнение, так формируются способности к восприятию и оценке. Все то, что учится делать ребенок из подручных материалов (бумаги, пластилина, теста), отражает особенности его мышления, восприятия, памяти. Когда у ребёнка начинает развиваться пространственное мышление, он с удовольствием будет мять в руках пластилин, делать папье-маше, знакомиться с другими материалами, из которых можно вылепить или создать объемную фигурку. Подобное творчество развивает в ребёнке не только пространственное мышление, но и дает представление о разнообразии форм, величин, сочетании цветов. Ребёнок учится «раскладывать» объект на составные части, например, туловище и голова делается и круглых шариков, хвост раскатывается из овала. В этот момент важно также научить ребёнка чувствовать величину, то есть помимо курочки вылепить еще и цыпленка, и они должны быть разных размеров.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Все виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов – изображение домов, транспорта, животных и т.д. Так, если дошкольники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами – умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок познакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур.