Комплексная оздоровительная программа в детском саду и дома «Здравствуй!» (М.Л. Лазарев)

02 Май 2014, Автор: admin

LazarevКомплексная оздоровительная программа «Здравствуй!» направлена на оздоровление и раннее развитие детей в детском саду и в семье. Она разработана в лаборатории формирования здоровья детей Российского научного Центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава и имеет Гриф Министерства образования и науки РФ «Допущено к использованию в дошкольных образовательных учреждениях». Программа выпущена издательством «Мнемозина» в виде Учебно-методического комплекса (для младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада), 2000-2008.

Цель программы — помочь педагогам и родителям организовать оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста, сформировать у них мотивацию здоровья и поведенческие навыки здорового образа жизни, воспитать ответственность за свое здоровье, повысить резервы их здоровья.

Комплексная оздоровительная программа «Здравствуй!» представляет собой музыкальные уроки здоровья, которые включают обширный сказочный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей.

Курс дошкольной подготовки «Здравствуй» предназначен для работы с детьми 3-7-летнего возраста, разработан на основе современных научных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов, написан и систематизирован с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (как здоровых, так и ослабленных), а также из разного уровня их психического развития.

Составляющие УМК «Здравствуй!»: Оздоровительно-развивающая программа, учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ, предшкольная подготовка: для учебно-методическое пособие для педагогов. Книга сказок в четырех частях («Фырка и здравик. Воздушный волшебник. Синяя капелька. Музыкальная радуга здоровья»);  Рабочая тетрадь в четырех частях («Я расту. Я дышу. Я закаляюсь. Я пою и говорю»); Книга песен (ноты) в четырех частях. В программу курса входят все необходимые оздоровительные и познавательные элементы, способствующие гармоничному воспитанию и развитию личности ребёнка, формированию у него культуры здорового и безопасного образа жизни. Содержание включает в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Основное внимание автор уделяет сохранению естественности психического развития ребенка, построению прочного фундамента жизнеутверждающей, созидающей и творческой личности. Программа помогает расширить кругозор детей, развить их как физически, так и эстетически. Особая роль отводится музыке, которая является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка. Методическое пособие: Музыкальный альбом для детей и взрослых на двух компакт-дисках «Здоровячок!» — это путешествие с главным здоровячком – Здравиком с Планеты Семитония по разноцветным странам. По дороге дети будут петь и играть в музыкальные игры: Красная страна Пламия – школа движения, оранжевая страна Орсия – школа психологии, желтая страна Светия – школа интеллектуального развития, зеленая страна Ростия – школа питания, голубая страна Эфирия – школа воздушного закаливания и дыхательного развития, синяя страна Акватония – школа закаливания водой, плавания и гигиены, фиолетовая страна Витония – школа речевого и вокального развития.

Курс предшкольной подготовки «Здравик» предназначен для подготовки к школе детей в возрасте 5-6 лет с целью психологической и физической подготовки детей к школьным нагрузкам, обеспечение плавного перехода из дошкольного учреждения в школу. Предшкольный курс «Здравик» может быть самостоятельной программой или преемственной с дошкольной программой «Здравствуй». Дидактический материалпредшкольного курса «Здравик» представляет собой сказки о здоровье, в процессе чтения которых ребенок вместе с педагогом и родителями выполняет несложные задания тренирующие его память, улучшающие речь и концентрацию внимания, расширяющие кругозор, повышающие уровень развития двигательных качеств, формирующие навыки самостоятельной работы. Цветомузыкальное пособие «Цветоник»  — это книга-игрушка с цветными мелодиями. Мелодии дети могут сами сыграть на фортепиано (синтезаторе, металлофоне, духовой мелодике и т.д.), на клавиши которого наклеены цветные маркеры-кружочки. Выполняя такие задания, дети смогут закрепить знания о семи цветах радуги и семи нотах гаммы. Материал пособия стимулирует творческую активность, формирование музыкального слуха и навыков художественного цветомузыкального моделирования явлений окружающего мира.

Тест «Здравик» дается в руки ребенку 3-7 лет как инструмент самонаблюдения с целью задействовать ведущие психологические факторы, влияющие на здоровьеразвивающую деятельность, такие как эмоции, мотивация и самосознание]. Тест рассматривается как один из элементов культуры здорового материнства и детства, предполагающей использование специальных здоровьеразвивающих технологий, посредством которых формируется здоровая личность ребенка, начиная с внутриутробного периода.

В тест «Здравик» автором включено пять тестовых заданий:

1. Скоростная выносливость.

2. Память.

3. Звуко-дыхательная проба.

4. Самооценка.

5. Здоровьеустойчивость (отсутствие заболеваний).

Данные тестовые задания выделены на основе наиболее высоких корреляционных связей с другими показателями здоровья и развития детей, выявленных в процессе многолетних исследований.

Каждый из этих тестовых показателей связан с целой группой других показателей развития:  скоростная выносливость  — с остальными двигательными качествами, росто-весовым индексом; память – с общим кругозором, речью; звуко-дыхательная проба – с остальными показателями функции внешнего  дыхания, чистотой интонирования, кардио-респираторным индексом; самооценка – со знанием своего организма, умением анализировать свое состояние, эмоциональным настроем; здоровьеустойчивость – с уровнем иммунитета, состоянием всех органов и систем организма.