Учет уровня разной подвижности детей при сопровождении самостоятельной двигательной активности

18 Май 2014, Автор: admin

самостоятельная двигательная активностьПринцип учета уровня разной подвижности детей позволяет оптимизировать двигательную активность дошкольников в их самостоятельных играх. Кроме того, педагог получает возможность определять индивидуальную интенсивность движений каждого ребенка и на основе этих данных обеспечивать индивидуальный подход.

Первый этап данного принципа предполагает создание необходимых условий для организации и развития двигательной активности детей. В качестве педагогического сопровождения двигательной деятельности сюда входит помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, подборе пособий, места для игры, которая, обогатив двигательный опыт ребенка, постепенно сводится к минимуму.

Таким образом, принцип учета уровня разной подвижности детей соприкасается с принципом дозированной помощи (А. Пете), который предполагает дозированную помощь со стороны педагога в процессе выполнения ребенком определенного двигательного задания. Основным условием такой помощи является ее постепенная минимизация, которая стимулирует ребенка к самостоятельным двигательно-игровым проявлениям.

Обратите внимание, что рационально организованный (по инициативе ребенка или взрослого) двигательный режим является основой комфортного физического состояния. Это одно из лучших средств профилактики психоэмоционального напряжения и разнообразных заболеваний, от простуды до избыточного веса. Понятно, что причины лишнего веса у детей могут быть самыми разными, но полноценная двигательная активность поможет избежать последствий любой из них.

Второй этап также предполагает изначальное взаимодействие со взрослым и постепенную детскую автономизацию. На данном этапе педагог вовлекает детей с разной степенью подвижности в игры и двигательные задания.

Данный этап сопряжен с принципом возрастающей независимости (эмансипации) от взрослых и самостоятельности в творческом решении возникающих двигательно-игровых задач (Е.П. Аксенова, В.Т. Кудрявцев, А. Пете), что предполагает снижение доли авторитарной педагогики и намеренное приглушение педагогом своей субъективности в пользу ребенка. В процессе педагогического сопровождения педагог поощряет самостоятельную двигательную активность детей. От раннего возраста к подготовительной группе увеличивается степень независимости дошкольника (с сохранением контроля над безопасностью и правильностью формирования двигательных навыков).

Публикацию подготовила:  Фролова Валентина Павловна, Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 1» г. Сорочинска Оренбургской области