Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников Теремок

11 Янв 2013, Автор: admin

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников, представлен в рамках реализации проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» педагогом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 9» г. Кувандыка

Ф.И.О., должность педагога: М.В. Матюхина, воспитатель подготовительной группы

Направление развития: познавательно-речевое

Доминирующая образовательная область: познание

Тема: «Дикие животные нашего края в зимний период»

Возрастная группа: подготовительная группа

Методы и приемы:

— методы формирования сознания (индивидуальная и фронтальная беседа);

— методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, речевые ситуации, упражнения на развитие эмоциональной сферы);

— методы стимулирования поведения (поощрение);

— методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности);

— методы организации и осуществления познавательной деятельности (рассказ, опытно-экспериментальная деятельность, изобразительная деятельность);

— методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика).

Интеграция образовательных областей: «социализация», «физическая культура», «познание», «музыка», «чтение художественной литературы», «художественной творчество», «труд»

Виды детской деятельности:

— познавательно-исследовательская – реализация проекта;

— чтение художественной литературы – обсуждение;

— коммуникативная – ситуативный разговор;

— продуктивная — реализация проектов.

Цель: формирование у старших дошкольников личностных, интеллектуальных и физических качеств в процессе изучения взаимосвязей в живой природе.

Задачи воспитания:

— воспитывать любовь к родному краю;

— воспитывать гуманные чувства к животному миру;

— стимулировать проявление эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам живой и неживой природы.

Задачи развития:

— развивать зрительное восприятие;

— развивать тактильно-двигательные умения обследования предметов;

— развивать познавательную активность, познавательную мотивацию детей;

— развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;

— развивать умение действовать группой и подгруппой, сообща

— развивать мелкую моторику кисти руки при выполнении продуктивной деятельности.

Задачи образования:

— формировать навыки проведения исследования (учить использовать в практической деятельности разнообразие методов исследования);

— обогащать: понятийно-словарный запас (упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц); грамматический строй речи (закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными);

— развивать умение составлять мини-доклады о жизни диких животных Оренбургской области в зимний период.

Планируемые результаты:

личностные: любознательный; активный; эмоционально отзывчивый; имеющий представление о себе; бережно относящийся к природе, своему здоровью; умеющий общаться со взрослыми и сверстниками; трудовые умения и навыки

интеллектуальные: представление о народных традициях прихода весны; составе и свойствах грунта

физические: двигательная активность, физические качества

Оборудование:

— иллюстрации с изображением диких животных (тем исследования);

— карточки (мнемотаблицы) с изображением вопросов  исследования;

— карточки (мнемотаблицы) с изображением методов исследования («подумать», «прочитать в книге», «спросить у специалистов», «посмотреть в компьютере»,  «провести эксперимент», «посмотри  и расскажи», «понаблюдать»);

— карты: России, Оренбургской области;

— «лесной лабиринт» (на большом листе ватмана нарисованы  дорожки для развития функции прослеживания глаз и изображены следы диких животных: лисы, медведя, зайца);

— художественная литература (со стихами и небольшими описательными рассказами); детские энциклопедии; контурные изображения лисы, вырезанные по внутреннему контуру из линолеума;

— картон;

— вата;

— цветные салфетки;

— лист ватмана (одна вторая от стандартного формата);

— клей ПВА в тюбиках с кисточкой;

— карандаши;

— фломастеры.

Подготовка к НОД: К детям в группу приходит игровой персонаж Ученая Сова (сделанная совместно  мягкая игрушка – живет в группе, как и дети, не стесняясь, носит очки, принимает участие в НОД и играх; применяется для создания в группе эмоционально-положительного фона и специально-организованного развивающего педагогического общения; наделена положительными качествами: любознательностью, познавательной активностью («почемучка»), добротой; умением дружить; дает детям дружеские советы; помогает детям в ненавязчивой игровой форме обучаться и развиваться). Совместно с педагогом и   дети проговаривают (с показом действий) слова настроения.

Далее педагог предлагает детям и Ученой Сове  отправиться в кабинет ученной Совы.

Содержание непосредственно образовательной деятельности

1. Воспитатель рассказывает детям о том, что сегодня они будут продолжать учиться закреплять навыки и умения по проведению самостоятельных исследований, как это делают взрослые – ученые исследователи. Предлагает детям выбрать двух добровольцев, кто будет проходить все этапы исследования до конца. Выбранная пара «исследователей» совместно с детьми обращая внимание на предметную среду определяет тему своего исследования и называет ее: «Дикие животные». Все дети, наравне с добровольцами, обсуждают тему исследования. Педагог в ходе обсуждения подводит детей к расширению темы исследования – узнать о жизни диких животных родного края – Оренбургской области в зимний период.

2. Составление плана исследования.

Воспитатель  объясняет детям, что их задача – получить как можно больше новых сведений о жизни диких животных  Оренбургской области в зимний период и подготовить мини-доклады по выбранной теме. Дети совместно с воспитателем определяют круг вопросов с помощью мнемотаблиц, на которые будут искать ответы:

Кто такие дикие животные?

Почему их так называют?

Как их можно назвать по-другому?

Почему их можно назвать по-другому – звери?

Какова среда их обитания (где они живут)?

Какие дикие животные живут у нас – в Оренбургской  области?

Чем дикие животные отличаются от домашних животных?

Какие характерные, отличительные особенности диких животных (лисы, зайца, волка, медведя, белки) по строению тела, цвету шерсти, размеру друг от друга?

Чем они питаются?

Кого из них мы можем назвать хищниками?

По каким признакам можно определить, что это хищник?

Как устроены их жилища?

Зачем им нужны такие жилища?

Что зимой в лесу может делать лиса (заяц, медведь, волк, белка)?

Как они приспосабливаются к жизни в зимний период?

Зачем им нужны клыки, острые когти, теплая шерсть, быстрые лапы?

Как мы можем узнать, глядя на снег, что здесь пробегали дикие животные?

Как схематично можно изобразить признаки диких животных (всех вместе и каждого по отдельности) по отдельности?

В каких стихах, сказках, играх упоминаются дикие животные?

3. Далее воспитатель  совместно с детьми вспоминают методы исследования, выделенные ранее в мнемотаблицы (мнемотаблицы с изображением методов исследования дети рассматривают совместно с воспитателем): «посмотри и расскажи», «подумать самим», «прочитать в книге», «спросить у специалиста», «посмотреть в компьютере», «понаблюдать», «провести эксперимент».

4. Дети совместно с педагогом начинают сбор информации – действуют по намеченному плану. Для закрепления полученных сведений воспитатель нацеливает детей на использование различных приемов фиксации и сохранения полученных знаний: пиктографического письма, а также включает в процесс сбора информации упражнения: прослеживание по «лесному лабиринту».

5. В результате использования метода «Провести эксперимент», дети проводят сравнительный анализ шкурки: зайца, лисы, волка, находят на ощупь различия в фактуре шерсти, ее цвете, длине шерстинок.

6. В результате использования метода «Спросить у другого человека» дети задают вопросы как воспитателю, так и специалистам: воспитателю по физкультуре. учителю-логопеду, педагогу-психологу. Дети выполняют соответствующие пиктографические записи.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольниковПо географическим картам дети, совместно с воспитателем, уточняют, что мы живем в Оренбургской области, в Кувандыкском районе. Наш край – край рек Урала, Сакмары. В лесах, которые находятся в окрестностях нашего города Кувандык  и живут все вышеперечисленные дикие животные. Таким образом, дети получают информацию о характерных особенностях поведения, питания, охоты (или обороны) диких животных. Полученная информация отмечается в пиктограммах.

7. В результате использования следующего метода «Узнать из книг» дети (кто уже умеет читать по слогам – читают сами, а остальные – совместно с воспитателем читают небольшие рассказы, стихи, загадывают загадки о диких животных. В ходе проведения этого этапа исследования используется художественная литература, а также детские справочники, энциклопедии, содержащие большое количество иллюстраций и краткие информативные тексты.

8. Далее воспитатель и Ученая Сова проводит игру «Слова и действия». По ее ходу дети перевоплощаются в диких животных (отвечают на вопросы воспитателя и показывают пантомимически, с передачей своих эмоций, ответы)

– Что может делать зимой волк (рыскать, охотиться, догонять, нападать).

 – Что может делать зимой лиса (воровать кур, охотиться, ловить, хитрить).

 – Что может делать зимой заяц (запутывать следы, убегать, менять цвет шкурки ,спасаться).

 – Что может делать зимой медведь (выводить потомство, сосать лапу, спать).

9. В результате использования следующего метода «Узнать из компьютера»

дети ведут наблюдение за дикими животными: рычание, вой, писк.

10. Дети подгруппами выполняют исследовательскую аппликационную работу по теме сюжета: «Лисья охота», «Волчья охота» («Зимой зверям в лесу холодно и голодно, поэтому, лиса идет охотиться за зайцем, заяц убегает и прячется в сугробе, а лиса нюхает заячий запах и идет по его следу»).

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников

11. Обобщение полученных данных. Все исследовательские работы детей (мнемотаблицы, пиктограммы, продуктивная деятельность) выкладываются на столе или выстраивают на доске, и проводится обобщающая и уточняющая беседа с детьми: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования? Воспитатель помогает детям обобщить собранную информацию, выделить главные и второстепенные идеи. Выслушиваются доклады, дополнения.

.

Вот и наступила у наших школьников третья учебная четверть: самая длинная и самая трудная. Справиться с нагрузкой Вам и Вашему ребенку поможет решебник по математике 5 класс. Если Вы не приобрели такую книжечку в начале учебного года, то сейчас самое время задуматься о столь полезной покупке.