Познавательно-речевое развитие детей: обобщение передового педагогического опыта

14 Мар 2013, Автор: admin

Обобщение передового педагогического опытаОбобщение передового педагогического опыта по проблеме познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста (МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»  № 4  «Солнышко»  п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области).

1. Название проблемы: развитие познавательных и речевых процессов у детей 6-7 лет, навыков чтения и планомерная подготовка их к обучению в школе.

2. Условия возникновения проблемы: Современные родители предъявляют дополнительные требования к детскому саду. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие умения наблюдать, слушать, запоминать, мыслить, а также читать, хотя бы по слогам и составлять связные рассказы. 

3. Актуальность и перспективность опыта: Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому значимость работы состоит в том, чтобы при подготовке к школе формировать у дошкольников такие качества, которые необходимы для овладения учебной деятельностью: любознательность, инициативность, самостоятельность, коммуникативность, производительность, творческое самовыражение.

4. Теоретическая база опыта: В современных образовательных программах начальной школы важное значение уделяется развитию умственных и коммуникативных способностей детей. Поэтому формирование общеинтеллектуальных умений и коммуникативных способностей  еще в дошкольных учреждениях позволяет будущему школьнику и его родителям быть более уверенными при поступлении в первый класс.

5. Новизна опыта: Разнообразие тем, постоянная смена видов образовательной деятельности позволяет сделать работу по программе динамичной и интересной. Основные образовательные области, на которые ориентирована программа — «Познание» и «Коммуникация», в процессе образовательной деятельности активно интегрируют со всеми остальными образовательными областями, что позволяет достичь высоких результатов в развитии интегративных качеств дошкольников.

6. Технология опыта: Проведение занятий 1 раз в неделю с подгруппой детей (8 – 10 детей) в форме игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих на развитие познавательных и коммуникативных навыков детей.

7. Результативность опыта: Мониторинг развития воспитанников проводится в конце учебного года в форме бесед, наблюдений, опросов и экспериментальных заданий, а также проводится анализ работ, выполненных в тетрадях. Анализ результатов мониторинга позволяет делать выводы о целесообразности проведенной работы. Регулярное посещение детьми занятий по данной программе позволяет достигать высоких результатов познавательно-речевого развития дошкольников и планомерной их подготовки к школьному обучению.

8.  Адресная направленность опыта: Использование в процессе всех видов педагогической деятельности: в процессе НОД, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности дошкольников в условиях скоординированной работы всех специалистов ДОУ, а также в системе дополнительного образования и в семейном воспитании.

Смотреть презентацию в полноэкранном режиме