Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-личностному развитию дошкольников
27 Янв 2013, Автор: adminКонспект непосредственной образовательной деятельности по социально-личностному развитию старших дошкольников, разработанный в рамках реализации проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» педагогом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 22» г. Бугуруслана.
Ф.И.О., должность педагога: Н.В. Гончарова, воспитатель
Вид деятельности: игра
Образовательная область: «Социализация»
Тема: «Театр юного зрителя «Золотой ключик»
Возрастная группа: старшая
Цель: активизация интегративных качеств личности в процессе развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Воспитательные:
— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в игре, чувство активности, ответственности, умение учитывать желания сверстников;
— воспитывать артистические качества: эмоциональность, чувство ритма, умение перевоплощаться в того или иного персонажа, выразительность действий, раскрепощенность, творческую инициативу;
— воспитывать смелость, желание выступать перед сверстниками и гостями.
Развивающие:
— развивать интерес к игре, творческие способности детей.
Образовательные:
— формировать умение объединять несколько сюжетов одним содержанием;
— учить:
— выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюма;
— договариваться друг с другом;
— строить сюжет на основе знаний полученных при восприятии окружающего, из экскурсий в театр, телепередач о театре, рассматривании иллюстраций, чтение книг о театре;
— вести ролевой диалог в соответствии с взятой на себя ролью.
Работа над словарем: гример, костюмер, декоратор.
ТСО: магнитофон.
Подготовка к игре: просмотр тематических открыток о театре, экскурсия в театр, драматизация сказки «Двенадцать месяцев», подготовка атрибутов к игре, изготовление простейших декораций, рассматривании иллюстраций, чтение книг о театре.
Предполагаемые игровые роли: директор театра, рабочие, артисты, гримёр, парикмахер, костюмер, декораторы, кассир, режиссер.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
— предложение показа сказки для детей младшей группы
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе игры:
— распределение ролей
3. Приемы организации практической деятельности детей:
— подготовка материала для игры;
— практическая деятельность детей – игра.
4. Приемы поддержания интереса у детей:
— интервьюирование детей;
— драматизация сказки «Двенадцать месяцев»
5. Приемы оценки и самооценки:
— похвала;
— удовлетворение своим результатом.
Создание среды для организации и проведения игры:
Игровой материал располагается по периметру группы в соответствии с выбранными ролями. Дети занимают свои места в соответствии с конспектом игры.
— для рабочих: мягкие модули, каски, инструменты, план здания.
— для гримёрной: наборы игрушечной косметики, включающие в себя, флаконы различной величины, кремы, губные помады, пудры, румяна.
— для парикмахерской: фены, расчески, флаконы различной величины, ножницы, парики, заколки, бигуди, туалетная вода, духи.
— для костюмерной: линейка, сантиметровая лента, ножницы, ширма, швейная машинка, блокнот, зеркало, нитки, костюмы, различные головные уборы, обувь.
— для декораторов: листы с эскизами фасада здания театра, эмблема театра, карандаши, линейки, клумбы, цветы, лейки.
— для режиссера: картинки с эмоциями.
— для кассира: касса, билеты.
Виды детской деятельности в игре: игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, мзыкально-художественная.
Планируемые результаты:
Личностные: вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, с удовольствием участвует в игровой деятельности.
Интеллектуальные: применяет навыки ведения ролевого диалога, находит решение интеллектуальных задач.
Критерии оценки деятельности детей в игре. Ребенок активен, задает вопросы, проявляет самостоятельность; ребенок активно общается со сверстниками, сопереживает, эмоционально реагирует, проявляет волевое усилие, участвует в трудовой деятельности.
План сюжетно-ролевой игры.
1.Вводная часть: 10 мин.
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Распределение ролей.
2. Основная часть: 27 мин.
Обыгрывание
Драматизация сказки
3.Заключительная часть: 3 мин.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов игры.
Длительность игры – 40 мин.
Ход игры
Вводная часть. Дети располагаются удобно на коврике. Воспитатель рядом с ними (беседа в круге)
В: Ребята, вы любите сказки?
В: Назовите любимые сказки. А помните, чем закончилась сказка «Золотой ключик или приключения Буратино». Как счастливы были куклы, когда открылся настоящий театр. А как вы думаете, почему они были счастливы? (театр доставляет людям радость; в театре можно многое увидеть; наблюдать игру актеров и др.)
— А вы бы хотели создать свой театр?
— А для чего нам нужен такой театр? Что мы можем поставить в нашем театре? Кому это будет интересно? (Принять совместное решение, открыть театр для того, чтобы показать постановку детям младшей группы, родителям).
— Но мы находимся в группе, что же сделать, чтобы у нас с вами получился настоящий театр? (Поиграть) Подумайте, какую бы роль хотели взять в нашей игре.
— А почему говорят, что «театр начинается с вешалки»? Как Вы считаете? А Вы как думаете? (Варианты возможных ответов: о правилах поведения в театре; о наличии разнообразных костюмов; об афише о предстоящем спектакле)
А давайте обсудим, как мы будем играть? (Высказывания детей: представим, как будто- наш театр приезжает на гастроли в город Бугуруслан)
— Как будет называться наша постановка? (постановка, которую мы будем ставить, будет называться «Двенадцать месяцев»)
Что еще мы будем делать? (чтобы все пришли к нам в театр необходимо придумать красочную афишу, чтобы зрители захотели прийти к нам..В театре будут проходить репетиции, читать отрывки, выполнять этюды.… Актеры будут наряжаться)..
Так кто, какие роли выбрал? А я можно буду директором театра, я буду
Здесь мое рабочее место. Мне нужен телефон, план театра, ручка, тетрадь (обустраиваю рабочее место)
Директор (Д): Мне в театр требуются: режиссер, актеры, гример, парикмахер, декораторы, костюмер, кассир, рабочие. Приходите, кто хочет устроиться на работу?
Д: Здравствуйте, вы кем будете в театре?
Д: Здравствуйте, я хочу быть режиссером.
Д: Хорошо ваше имя.(записываю в тетрадь)
Р: Меня зовут Радмир. А чем вы будете заниматься. Что Вам для вашей работы понадобится? (Задание: например спланировать последовательность выступления). Можете приступать к работе. Проходите, обустраивайте свое место работы.
Д: Здравствуйте, вы кем будете в театре?
Д: Здравствуйте, я хочу быть артистом (-ами)
Д: Проходите к режиссеру, обсудите, в какой постановке вы будете участвовать. (Можно не по одному ребенку, а 2-3-4) Задание: Этюды подготовить
Д: Здравствуйте, вы кем будете в театре?
Д: Здравствуйте, я хочу быть костюмером.
Как хорошо, что Вы к нам пришли. У нас есть, так много костюмов (обращает внимание на заранее подготовленные костюмы) А Вы знаете, чем занимается костюмер? В ближайшее время мы готовим постановку. Надо отобрать нужные нам костюмы, погладить их, подобрать украшения.
Д: Проходите в костюмерную и обустраивайте свое место работы
Д: Здравствуйте, вы кем вы хотите быть?
Д: Здравствуйте, я хочу быть декоратором.
Д: Вы хорошо рисуете? Хорошо, ваше имя?
Как замечательно. Вы поможете нам подготовить афишу? Что вам для этого нужно? (аппликацией выполняют афишу)
Д: Проходите, подготавливайте свое место работы
Д: Здравствуйте, вы кем будете в театре?
Д: Здравствуйте, я хочу быть кассиром
Д: А вы хорошо считаете? Вам надо определиться, сколько будут стоить билеты. Сколько надо билетов?
Д: Можете приступать к работе. Проходите за кассу.
Д: Здравствуйте, вы кем хотите работать у нас?
Д: Здравствуйте, я хочу быть рабочим. Нам как раз необходимо подготовить сцену и зал. Только Вам одному не справиться. Что же делать? Попросить помочь товарищей. (Решение проблемной ситуации)
Д: Можете приступать к работе.
Д: Здравствуйте, вы кем бы хотели работать в театре?
Д: Здравствуйте, я хочу быть гримером. Нам так нужен гример. Посмотрите, какие у нас будут роли в постановке. Подумайте какой макияж вы сделаете артистам.
Д: Можете приступать к работе. Проходите в гримерную и обустраивайте свое место работы (Дети занимаются деятельностью: костюмеры примеряют костюмы артистам; гримёры накладывают грим, парикмахеры делают красивые причёски; декоратор украшает сцену; артисты репетируют сказку).
Воспитатель, не выходя из роли, включается в деятельность на правах партнера.
Объявление по радио: Внимание! Всем работникам театра. Сегодня состоится премьера сказки «Двенадцать месяцев». Спектакль начнется в 6 часов, к этому времени нужно все подготовить.
— Товарищ режиссер. Вы бы не могли мне помочь прозвонить детские сады и пригласить на наш спектакль детей?
Д (звонит): Здравствуйте, это детский сад №22 группа «Непоседы», меня зовут Наталья Викторовна, я директор театра юного зрителя «Золотой ключик». Сегодня в 6 часов состоится показ сказки «Двенадцать месяцев». Приглашаем вас. Билеты можно приобрести в кассе нашего театра.
2.Основная часть.
Директору побывать на репетиции, у гримера, костюмера, парикмахера, декораторов, позвонить кассиру.
Диалоги, не выходя из роли…
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ДИАЛОГИ В СООТВЕТСТВИИ С РОЛЬЮ
1.РАБОЧИЕ.
Р: Из чего мы будем строить наш театр?
Р: Наш театр мы будем строить из современных строительных блоков. Внимание, прошу всех внимательно рассмотреть план-схему стройки.
Р: В первом ряду большие квадратные блоки. Чтобы театр был стойким.
Р: Обратите внимание, что окно будет большим и круглым.
Р: Ваш край не совсем ровный, подровняйте его — возьмите молоток.
Р: Посмотрите в план, каким цветом оконные блоки.
Р: Какого цвета крыша над входом?
Р: Она красная
Р: Крыша левой башни не ровно стоит. Выровняйте ее
Р: Строительство закончено.
Р: Пока оформители будут украшать вход в зрительный зал, мы переоденемся и купим билеты.
Директор:
— Вы закончите строительство в срок?
— Какие материалы вы используете при строительстве?
— Спасибо, продолжайте работу.
(результат: построили театр)
2 .ГРИМЁР
Р: Вы кто ?
Г: Я гример?
Р: Что вы делаете, какие средства вы используете?
Р: Я буду играть месяцем декабрем и буду сидеть у зимнего костра. Посоветуйте, как лучше загримироваться?
Г: Я предлагаю припудрить лицо и на щеки нанести розовые румяна.
Р: Давайте попробуем.
Г: Посмотрите, вы как будто только зашли с мороза.
Р: Спасибо!
Г: Желаю вам хорошего выступления.
Директор:
— Здравствуйте, скажите, пожалуйста, какие средства вы используете для грима?
— Для чего вы наносите розовые румяня?
— Спасибо, продолжайте.
(результаты: актеры загримировались)
3. ПАРИКМАХЕР.
П: Здравствуйте, я парикмахер
Р: Мне нужна прическа подснежника
П: Давайте мы сделаем вам кудри и украсим их блестящим лаком.
Р: Получилось очень красивая причёска.
П: Удачного вам выступления.
Директор: Здравствуйте, какая красивая прическа, ее можно украсить заколками.
(результат: актеры украсили свои прически)
4. КОСТЮМЕР
К: Я костюмер.
К: Какай костюм, вам нужен? В нашей костюмерной очень богатый выбор костюмов, платьев и украшений к ним.
К: На мой взгляд, это платье вам немного велико. Повернитесь, я измерю насколько нужно укоротить длину вашего платья
К: Теперь снимайте. Я прострочу на машинке шов, а вы подождите за ширмой
Р: Вот, теперь всё готово, можно одевать.
К: Повернитесь, я затяну пояс.
Р: К этому платью вам подойдут эта ленточка и туфельки. Оденьте, пожалуйста.
К: Ваш наряд закончен. Счастливого выступления.
Директор: Здравствуйте, какой красивый наряд, к этому платью можно добавить украшений.
(результаты: актеры нарядились и подготовились к выступлению)
5. ДЕКОРАТОРЫ.
Р: Как вы думаете, какого цвета будет главный фасад здания?
Р: Скорее всего, ярких тонов.
Р: А окна, я думаю, нужно оформить золотым цветом.
Р: Правильно, принимаемся за работу.
Р: Эмблему театра, поместим по центру.
Р: Маленькие башенки украсим героями сказки.
Р: Можно разбить возле театра клумбы и высадить на них цветы.
Р: Я думаю, будет очень красиво.
Р: В первый ряд посадим пионы, потому что они пониже.
Р: А во второй ряд – розы.
Р: Нужно полить цветы, чтобы они не завяли.
Директор: Здравствуйте, скажите, чем вы занимаетесь?
Р: Мы украшаем театр, чтобы он был красивым и необычным. Люди будут с удовольствием к нам приходить.
Директор: Спасибо, не буду вас больше отвлекать.
(результат: оформили сцену, расставили стульчики, разместили декорации)
Организовать репетицию этюдов с теми, кто уже загримировался, одел костюм.
6.КАССИР.
К: Здравствуйте!
Р: Здравствуйте, можно купить билет?
К: Да, вам на какой ряд? На первый ряд билет стоит – 3 рубля, на второй – 2 рубля.
Р: Дайте, пожалуйста, билет на первый ряд.
Директор: Здравствуйте, скажите, пожалуйста, у вас остались билеты на первый ряд? (результат: продает билеты зрителям)
В конце игры все участники собираются в зрительном зале, начинается театрализованное представление.
Д: Прошу всех зрителей пройти в зрительный зал и разместиться согласно купленным билетам. Мы начинаем показ.
Запись на аудиокассете:
Если ты пришёл в театр,
Себя культурно там веди:
Не кричи, не шуми,
Спокойно ты везде ходи.
Когда артисты будут выступать,
Сказку показывать им не мешай.
Хлопай им за выступление,
Подари букет цветов весенних.
В зале, где артисты выступают,
Не жуют, фантики от конфет на пол не бросают.
Сказку запомнить стараются,
А после друзьям рассказать её пытаются.
Театрализованное представление по сказке «Двенадцать месяцев»
Автор: Знают дети, что в году
Месяцев двенадцать
Но нигде и никогда
Им не повстречаться
Но люди рассказали,
Что девочка одна,
Всех братьев увидала
У зимнего костра.
А случилось это так:
Снег мороз полночный мрак
И в таежной деревушке
Разговор идет в избушке.
(за столом сидят дочка, мать кормит её, а Машенька убирается в доме)
Мачеха: Дочка – розовые щечки
Пей компот, ешь пирожочки.
Будешь пухленькой и гладкой,
До чего ж ватрушки сладки!
Дочка: Ой, наелась, не хочу!
Мачеха: Может, съешь еще одну!
Автор: Рядом дочка неродная
Крутится как заводная
Есть готовит, убирает
Порученья выполняет.
Мачеха: Дров для печки наколи
Да постели постели,
Иль не видишь?
Притомились, целый день
Мы так трудились!
Дочка: За окном метет метель
Да и мне пора в постель!
Мачеха: Маша в лес быстрей иди
Мне подснежников нарви.
Дочка: Ха-ха-ха! Подснежники зимой,
Да я за дверь-то ни ногой!
Мачеха: Удивлю-ка весь народ,
Я цветами в новый год
Подороже их продам!
Может, выйдут шубки нам!
Дочка: Мне бы шубку из лисы!
Мачеха: Ладно, милая ты спи!
(Маша надевает валенки, платочек, берет корзину, идет в лес)
Автор: Но делать нечего и вот
Поплакав, девочка идет.
В сугробах ноги застревают
Метель же пуще завывает
Маша: Ой, как холодно в лесу
Ну, куда же я пойду
Вот пенечек отдохну
И немного подремлю (садится, засыпает, выбегают белки)
1 белка: Ой, подружка, посмотри
Девочка сидит
Бедная замерзла
Вся она дрожит
2 белка: Девочка, ты кто, скажи
Ну, проснись и не дрожи.
Маша: Машенькой меня зовут
Не по воле своей я тут
Мне б подснежников найти
Не встречались вам в пути
Белки: Подснежников?
1 белка: Те цветы цветут в апреле
А сейчас зима метели
Время даром не теряй
Лучше с нами поиграй.
2 белка: Мы похлопаем в ладоши
И погреемся немножко
Вместе: Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай нас догонять.
Игра «Догонялки»
(появляется лиса)
Лиса: Расшумелись тут подружки
Вот ведь глупые зверюшки,
Мне сегодня не до вас
Я на праздник собралась
Целый день я так трудилась
Танцу модному училась
Девочка, зачем ты в лес пришла
И корзину с собой принесла
Маша: Машею меня зовут
Не по воле своей я тут
Мне б подснежников найти
Не встречались вам в пути?
Лиса: Подснежники зимой
Ты смеешься надо мной
Брось занятие дурное
Лучше спляшем мы с тобою (пляшут)
Маша: Спасибо лиса за веселый танец
Но больше задерживаться я не могу
Искать подснежники пойду
Автор: Снова Машенька одна
Вдруг увидела она
Огонек вдали мерцает
Словно звездочка сияет
Девочка спешит к нему
И выходит она к костру
У костра месяцы братцы сидят
И друг с другом говорят
Маша: Добрый вечер!
Январь: Вечер добрый!
Маша: Можно мне погреться у вашего костра?
Январь: можно, но скажи, зачем в лес пришла?
Маша: Мне б подснежников найти
Не встречались вам в пути?
Январь: Когда месяц апрель придет
Маша: Я знаю когда, да деваться мне некуда
Месяцы: Мы готовы тебе помочь
Ведь волшебна эта ночь
Январь: Ну что ж братец апрель вставай твоя гостья принимай.
Апрель: Разбегайтесь ручьи
Растекайтесь лужи
Вылезайте муравьи
После зимней стужи
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы громче петь
И расцвел подснежник!
Танец подснежников
Маша: Братья месяцы спасибо
Помогли моей беде
Ведь без вашего участья
Не нашла цветов нигде
Автор: Нарвав цветочков нежных
Машенька спешит домой.
3. Заключительная часть.
Директор театра: Уважаемые зрители! Наш спектакль подошел к концу. Приходите в гости к нам, очень рады мы гостям.
Артисты выходят на поклон.
А чтобы оценить работу нашего театра на выходе Вы можете выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению.
Зрители покидают зал
Д: Всех работников театра прошу собраться в кабинете директора.
Директор в кабинете: Вы обратили внимание на наших зрителей. Как Вы думаете, наш театр помог повысить настроение зрителей? Посмотрим, как оценили наше выступление дети?
Почему нам удалось порадовать наших зрителей? Потому что:
— дружеские взаимоотношения между детьми в игре,
— чувство активности,
— ответственности,
— умение учитывать желания сверстников
Хочу поблагодарить всех участников сегодняшнего представления.