Народные игры для детей дошкольного возраста

02 Сен 2012, Автор: admin

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на про­тяжении веков  и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогали и помогают до сих пор физическому развитию (вырабаты­вается выносливость, сила, лов­кость), становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответ­ственности, навыки самоконтроля). В народных играх ре­бёнок знакомится с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, знакомой окру­жающей среды, приобщается к на­следию прошлого.

Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всесторонне­го воспитания личности ребёнка. Задача взрослых (родителей, педа­гогов) — дать детям возможность прикоснуться к бога­тейшему наследию русской народ­ной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить националь­ную принадлежность, постичь сво­еобразие русского национального характера, его прекрасные само­бытные качества на примере на­родных игр.

Коллективом детского сада №79 «Лучик» г. Вологды собрано около 80 народных игр Вологодской области. Эти игры можно использовать в различных видах деятельности дошкольников: на занятиях, прогулках, самостоя­тельной деятельности детей, при проведении праздников, развлече­ний в детском саду и семье.

Привлекательным моментом организации народных игр в системе дошкольного образования становится то, что они не требуют специального игрового оборудо­вания. Целью многих игр является реализация развлекательной функции: шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными дви­жениями и жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр для детей. Доброже­лательный смех взрослых, това­рищей, участвующих в игре, дей­ствует на ребёнка сильнее, чем наказания или замечания. Во время прогулок, семейных празд­ников, повседневного общения эти игры незаменимы.

Необходимость соблюдения правил требует от участников иг­ры (взрослых и детей) партнерских отношений, что способствует укреплению эмоциональных контактов, формированию коммуникативных навыков. Взрослые вносят в совмест­ные игры смех, шутки. Они могут быть организаторами игры. Однако надо стремиться, чтобы все играющие побывали в роли водящего.

Совместные игры с близкими взрослыми — огромная радость для ребёнка. Однако нельзя играть до пресыщения. Если интерес к иг­ре ослабевает, её необходимо за­кончить. А заканчивая игру, остав­лять детям радостную перспективу: «Мы поиграем в следующий раз». Иногда можно забыть игру на неде­лю, две, три, месяц. Когда подзабы­тая игра возвращается, она приоб­ретает прелесть новизны.

Народные игры Вологодскойобласти

«Молчанка»

Ребёнок говорит: «По полу мол­чанка, по лавкам две. Молчите все!»

С последними словами все за­крывают рот и даже для верности зажимают его рукой. Но как всегда, когда нельзя, особенно хочется смеяться. Очень быстро кто-нибудь нарушает запрет. Проигравшего подвергают «наказанию»: он пля­шет, поёт, лезет под стол и т.д.

«Шило»

Взрослый старается попасть своим пальцем в вытянутый ука­зательный пальчик ребёнка и при этом приговаривает: «Шило, шило, проскочило». С последним словом палец взрослого намерен­но соскальзывает, упирается в грудь ребёнка и щекочет его. Ино­гда взрослый охватывает палец ребёнка, говоря: «Ой, горячо!»

«Мышка»

Мышка, мышка, серая кубышка,

Продай теремок, продай невысок!

Раз, два, три купи!

Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играю­щих. После слов «Раз, два, три — купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот — «мышка».

«Нашёптышек»

Один из играющих садится на лавку, его лицо закрывают платком — это «слепак». А дру­гой — «нашёптышек» — всем участникам игры меняет имена, чтобы «слепак» ни за что не уга­дал. Мальчиков «Дуней», «Пара-ней» или «Грушей» назовёт. А де­вочек — «Ваней», «Петей» и «Карпом». Потом садится рядом со «слепаком» и произносит: «Вы­ходи, Любка!» или «Выходи, Гру­ша!» Названный игрок выходит, шлёпает «слепака» по плечу и бы­стро возвращается на место.

«Нашёптышек» сдёргивает платок, а «слепак» старается уга­дать, кто его коснулся.

«Репка»

Играющий цепляется за ка­кой-нибудь неподвижный предмет, например пенёк, ствол или дерево. А каждый следующий игрок обхва­тывает его за талию. Водящий должен выдернуть «репку», т.е. от­тащить игрока от дерева. Если это удаётся, то почти все игроки вследствие потери равновесия па­дают на землю, и только самые ловкие могут удержаться на ногах.

«Ворона летит»

Эта забава, во многих местах уцелевшая до сих пор, собирает большой круг участников. Дети рассаживаются вокруг стола, по­ложив на него одну руку (левую или правую) в зависимости от то­го, как поступит самый старший из детей. Он же руководит игрой. Убедившись, что все расселись, водящий говорит: «Утка летит!» — и поднимает один из пальцев ле­жащей на столе руки. Все участни­ки должны также поднять этот па­лец. Если все выполнили действие правильно, водящий опускает па­лец и говорит: «Ворона летит!» — и поднимает другой палец. Все снова повторяют это движение. Иг­ра продолжается в убыстряющем­ся темпе. Если водящий называет нелетающий предмет, то палец не поднимают.

«Лалом играть»

Самая простая забава, в ко­торую могут играть даже самые маленькие дети. Взявшись за ру­ки, образовывают длинную цепь, которую первый игрок («заводи­ла») тащит за собой по улице, де­лая по пути неожиданные поворо­ты, то ускоряя, то замедляя дви­жение. Оторвавшиеся и упавшие выходят из игры, пока не остаётся один «заводила».

В Никольском районе девочки играли «в верёвочку». Брали длин­ную верёвку, одна самая сильная хваталась за конец, а остальные за оставшуюся часть верёвки.

В Тарногском районе «тянули репку». Дети становились друг за другом в две параллельные це­почки, обхватив впередистоящих за пояс или ухватившись за полы одежды. Два передних игрока брали друг друга за руки и уст­ремлялись вперёд, таща за собой «репку».

«Лук рвать»

Подобного рода забав суще­ствовало очень много. Они отве­чали естественному желанию де­тей покричать, побарахтаться, по­возиться всем вместе, в куче.

В Тарногском районе, напри­мер, «рвали лук»: игроки вставали друг за другом, обхватив впереди-стоящего за пояс. Первый из них («бабушка») ухватывался за столб или дерево. После этого водящий подходил к «бабушке» и говорил: «Бабушка, дай лучка!» Та отвеча­ла: «Рви, сколько хочешь». Полу­чив  разрешение,  водящий  шёл в другой конец и, ухватив послед­него в цепочке игрока под мышки, «рвал лучок», пока кто-нибудь не отпускал руки. Этот игрок и становился затем водящим.

В Верховажском районе су­ществовала похожая забава. Дети усаживались цепочкой и, обхватив сидящих впереди игроков руками, начинали раскачиваться из сторо­ны в сторону, пока не упадут.

«Барашка купить»

В Великоустюгском районе иг­рают с маленькими детьми так: скрещивают указательный и сред­ний пальцы так, чтобы последний оказался сверху, и спрашивают у ребёнка, протягивая к нему руку со скрещенными пальцами: «Барашка купишь?» Если тот проявляет инте­рес и говорит «Да», то разводят пальцы со словами: «Ой, пропал».

«Верёвочка»

Для игры необходима длин­ная верёвка, концы которой свя­зывают. Играющие становятся в круг и берут верёвку в руки. В середине стоит водящий. Он хо­дит по кругу и старается коснуть­ся одного из играющих. Чтобы во­дящий не мог прикоснуться, игра­ющие должны быстро отпустить верёвку и спрятать руки. Как только водящий отходит, они сно­ва берутся за верёвку. Тот из иг­рающих, кого водящий ударит по руке, становится водящим.

Правила игры:

1.  Верёвку обязательно надо держать двумя руками.

2.    По   ходу   игры   верёвка не должна падать на землю.

По материалам журнала «Игра и дети» (№6/2009)