Социальная одаренность: характеристика детей с признаками одаренности в сфере общения
30 Сен 2012, Автор: adminИ жизненные наблюдения, и специальные исследования свидетельствуют: у социально одаренного ребенка повышенный интерес к людям, ярко выражена потребность в общении как со взрослым, так и со сверстниками; он активен, инициативен во взаимодействии, склонен к проявлению эмпатии, сочувствия к окружающим людям. У одаренных в социальной сфере дошкольников развит социальный и эмоциональный интеллект; они умеют «чувствовать» рядом с собой человека, воспринимать его индивидуальность и в общении учесть её.
Так, будучи инициатором и организатором игры, социально одаренный ребенок, как правило, помогает найти (получить) наиболее подходящую для конкретного участника совместной деятельности роль, игрушку (с учетом не только физических, половых, но и индивидуально-личностных особенностей сверстника), проявляя при этом свою психологическую и социально-психологическую наблюдательность, способность к творчеству в сфере общения.
Такому малышу свойственна рано возникающая и ярко проявляющаяся коммуникативно-эмоциональная избирательность, способность к дифференцированному общению с людьми. Социально одаренные дети легко адаптируются в «детском обществе»; они проявляют готовность помочь сверстникам советом, практическим путем; склонны «улаживать» конфликты между ними — им это, как правило, удается (во многом благодаря проявлению доброжелательности, терпения, гибкости в общении). Одаренным в сфере общения дошкольникам характерно также использование относительно широкого спектра контактно-устанавливающих действий вербального и невербального характера, владение детской коммуникативной субкультурой, разнообразие построения речевых высказываний (в диалоге и монологе), их соответствие партнерскому окружению. Свойственные таким детям коммуникативно-речевые способности позволяют им с достаточной индивидуальной выразительностью, полнотой и точностью проявить свое отношение к партнерам по общению. Они успешно завоевывают симпатии сверстников, высокое положение (социометрический статус) в «детском обществе», в котором им «легко дышится».
По научно-исследовательским материалам Е.А. Панько, Н.С. Старжинской, Е.П. Чесноковой