Социальная одаренность: характеристика детей с признаками одаренности в сфере общения

30 Сен 2012, Автор: admin

И жизненные наблюдения, и специальные исследования свидетельствуют: у социально одаренного ребенка повышенный интерес к людям, ярко выражена потребность в общении как со взрослым, так и со сверстниками; он активен, инициативен во взаимо­действии, склонен к проявлению эмпатии, сочувствия к окружающим лю­дям. У одаренных в социальной сфере дошкольников развит социальный и эмоциональный интеллект; они умеют «чувствовать» рядом с собой че­ловека, воспринимать его индивидуальность и в общении учесть её.

Так, будучи инициатором и организатором игры, социально одаренный ребе­нок, как правило, помогает найти (получить) наиболее подходящую для конкретного участника совместной деятельности роль, игрушку (с учетом не только физических, половых, но и индивидуально-личностных особен­ностей сверстника), проявляя при этом свою психологическую и социаль­но-психологическую наблюдательность, способность к творчеству в сфере общения.

Такому малышу свойственна рано возникающая и ярко прояв­ляющаяся коммуникативно-эмоциональная избирательность, способность к дифференцированному общению с людьми. Социально одаренные дети легко адаптируются в «детском обществе»; они проявляют готовность по­мочь сверстникам советом, практическим путем; склонны «улаживать» конфликты между ними — им это, как правило, удается (во многом бла­годаря проявлению доброжелательности, терпения, гибкости в общении). Одаренным в сфере общения дошкольникам характерно также использо­вание относительно широкого спектра контактно-устанавливающих дейс­твий вербального и невербального характера, владение детской коммуни­кативной субкультурой, разнообразие построения речевых высказываний (в диалоге и монологе), их соответствие партнерскому окружению. Свойс­твенные таким детям коммуникативно-речевые способности позволяют им с достаточной индивидуальной выразительностью, полнотой и точностью проявить свое отношение к партнерам по общению. Они успешно завоевы­вают симпатии сверстников, высокое положение (социометрический ста­тус) в «детском обществе», в котором им «легко дышится».

По научно-исследовательским материалам  Е.А. Панько, Н.С. Старжинской, Е.П. Чесноковой