Способы обогащения игровых замыслов детей дошкольного возраста

06 Янв 2015, Автор: admin

Типично развитый, здоровый ребенок, приходя в группу, начинает играть без всяких дополнительных побуждений со стороны взрослого. Однако на сегодняшний день наблюдается недостаточность игровых замыслов у детей. То, что в настоящее время игровая активность снижена или же вовсе не возникает, объясняется общим обеднением повседневной жизни детей. Окружение, в котором живет ребенок, не дает ему достаточных импульсов для игровой деятельности. Поэтому основная задача – компенсировать дефициты и создать такое окружение, которое будет давать эти импульсы.

Задачам компенсации служат:

1. Создание эмоционально насыщенной, разнообразной повседневной жизни.

Как мы уж отмечали выше, дети чаще всего воспроизводят в игре то, что они видели и переживали в жизни. Ф.Фрёбель писал: «Игра предполагает насыщенную внешнюю жизнь; где последней не достает, там в этом возрасте бедна и настоящая игра». Поэтому особенно важной задачей воспитателя является создание и поддержка разнообразной повседневной жизни в детском саду.

Для этого в детских садах используются различные возможности, связанные с местными условиями. Например, это могут быть целенаправленные экскурсии в такие места, где предоставляется возможность наблюдать за трудовой деятельностью взрослых. Это могут быть кузнечная, столярная и т.п. мастерские, сельскохозяйственные фермы или садоводства и т.д. В больших городах, в которых такие возможности ограничены, воспитатели целенаправленно создают ситуации, воспроизводящие трудовые процессы (покраска тканей, изготовление игрушек, уход за садом и т.д.).

2. Создание среды и обеспечение ее богатым игровым материалом, позволяющим детям полноценно проявить в игре фантазию.

Целесообразно предлагать детям подчеркнуто простые игрушки в основном из природных материалов. Такие предметы «выполняют функцию признака предмета. Это дает детям возможность дополнить предмет в действии и игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Дети могут сотворить из предмета также нечто новое, неожиданное, нечто чуждое первоначальному предназначению предмета; предмет становится тем, что сделает из него богатая творческая фантазия» (Ф. Яффке). Иными словами предметы, служащие для игры, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, покрывалом, юбкой и пр.

Помимо игрушек в обычном смысле – кукол, материалов для строительства и т. п., особенностью условий для развертывания свободной игры является то, что в игре «принимает участие» и «обычная» мебель. Соответственно столы и стулья должны быть пригодны – в смысле размера и веса – для такой роли. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками, — «в башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить». Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием литературного чтения. Дети могут повторять его на протяжении многих и многих дней. Но чаще всего современные городские дети – как это показывает опыт – любят строить из столов многоэтажные дома или домики с дорогами и мостами между ними. Если завесить их материей, то может получиться пещера или лабиринт. В играх часто возникает мотив космического корабля, отправившегося в межпланетное странствие, морского корабля или подводной лодки. К сожалению, в последнее время в играх вновь стали возникать мотивы войны – танков, бомбардировщиков. Если игра получает такое негативное и агрессивное развитие, стоит постараться повлиять на игру, направив ее в «мирное» русло.

Для развертывания интенсивной игры важно создать такую среду, в которой дети будут чувствовать себя уютно и спокойно. В оборудовании игровой части группы важным элементом могут быть деревянные ширмы с полочкой посередине. Благодаря этим ширмам, высотой примерно по росту детей, дети могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров могут служить им стенами и крышей.

Игровой материал должен располагаться на полках, расположенных на уровне, доступном для детей. Это могут быть поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов различной длины и толщины и другой подобный «строительный материал».

Важно не ограничиваться использованием материалов, которые своей формой задают готовые способы работы (речь идет о материалах с четкими, геометрическими формами). Строгого запрета на использование кубиков быть не может, но все же стоит использовать и материал с живыми, органическими формами.

Кроме «строительного материала» на полках могут стоять корзины, в которых собраны самые различные предметы, подходящие для игры. Это, прежде всего, дары природы: желуди, шишки, каштаны, отшлифованные морем камушки и ракушки; раскрашенная в различные цвета ткань, корзинки с цветными восковыми мелками, нитками, клубками пряденой и непряденой шерсти – все это должно быть всегда доступно для спонтанной инициативы детей.

К игровым материалам относятся также куклы разных видов для детей разных возрастов: тряпичные, узелковые, вязаные; куклы для настольного театра (куклы-марионетки) ; деревянная и керамическая кукольная посуда; деревянная кукольная мебель; вязаные, сшитые из материи или вырезанные из дерева животные – овечки, козы, коровы, лошади, поросята, традиционная хохломская и богородская игрушка.

Особую теплоту излучают игрушки, сделанные своими руками, – сшитые или вырезанные родителями под руководством воспитателей на совместных родительских вечерах.

3. Взрослые должны создать атмосферу, которая позволит ребенку совершенно углубиться в соответствующую игру, действуяпри этом так, чтобы не мешать другим и чтобы другие ему не мешали. Взрослые по возможности должны не вмешиваться в свободную игру. Начало, существенное для развития и воспитания, состоит как раз в том, что мы «останавливаемся со всеми нашими правилами, воздерживаемся от вмешательства со всем педагогическим и воспитательным искусством, которым мы владеем, и предоставляем ребенка своим собственным силам. Ибо, что делает ребенок тогда, когда мы предоставляем его самому себе? Тогда ребенок пробует в игре на внешних предметах, действует ли то или иное из собственных сил; он разворачивает и приводит в действие, в движение свою волю» (Р. Штайнер).

Этот феномен, когда дети, предоставленные сами себе, могут в совершенном самозабвении, забыв все вокруг, углубиться в занятия с предметами, вошел в педагогическую литературу под названием Монтессори-феномена. Голландский психолог-антропософ, профессор Ливехуд пишет: «Воспитатель может без труда вести работу с двадцатью детьми-дошкольниками, так как детям нужна только уздечка, чтобы галопом мчаться на скакуне своей фантазии».

Задача воспитателя состоит в том, чтобы держать всю ситуацию в поле зрения, помогать и вмешиваться только в крайнем случае.