Гендерный подход в педагогике. Проблемы гендерного воспитания

09 Окт 2014, Автор: admin

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. . Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.

Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное), но и закрепление полученных знаний на практике. Например, проводится консультация: «Игра – средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем проводится практикум: «Играем с сыном», «Играем с дочкой». В результате, родители не на словах, а на практике, в совместной деятельности со своим ребенком осваивают способы игровой деятельности.

Можно предложить родителям создать совместно с ребенком (сыном, дочкой) альбом «Игры, в которые я (мы) люблю (им) играть».

Вариантов форм и методов работы с педагогами, родителями и детьми по формированию гендерной идентичности огромное множество, главное подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно. Педагоги и родители должны понимать, что во многом от них зависит каким вырастит ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с огромным, окружающим его миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.

Величание для мальчика:

  • Мой сыночек, мой дружочек,
  • Мой сиреневый цветочек,
  • Молодец да удалец,
  • В волосах твоих венец.
  • Храбрый, смелый богатырь,
  • Ты добро приносишь в мир.

Величание для девочки:

  • Моя девочка – прелестница,
  • Мастерица и кудесница!
  • Зорькой алой умывалась
  • И с рассветом просыпалась.
  • Маме с солнцем улыбнулась –
  • Лучики лица коснулись.

Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).

В решении этой задачи может помочь народный фольклор, где большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.

Например:

  • Чешу, чешу волосинки,
  • Расчесываю косынку,
  • Расти, коса, до пояса,
  • Не вырони ни волоса!
  • Расти, коса, не путайся.
  • Дочка, маму слушайся!
  •  
  • Как у доченьки моей
  • Ворох золотых кудрей!
  • Как у ласточки моей
  • Речи плавны как ручей!
  • А в очах – озера синь,
  • А стан будто у осин!
  • Она прытка словно лань,
  • А душа – цветущий май!
  • Радость – доченька моя.
  •  
  • Еду-еду к бабе, к деду
  • На лошадке в красной шапке.
  • По ровной дорожке,
  • В старом лапоточке…
  •  
  • Новый сарафанчик из цветного ситца.
  • В новом сарафане дома не сидится.
  • Побегу вприпрыжку, буду петь, кружиться
  • в новом сарафане из цветного ситца.
  • Приутихнет ветер, приумолкнут птицы,
  • Увидав мой новый сарафан из ситца

В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или частушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки.

Например:

Для мальчиков:

  • «…Будем рано разбужать, на работку посылать,
  • На работу на таку, да на веселую страду,
  • Будем сено косить, да будем в кучки носить»
  • Будешь большой
  • Будешь рыбку ловить,
  • Тетерьку ловить,
  • Будешь лес рубить,
  • Тятьку, мамку кормить»
  • «.. Спи, посыпай, боронить поспевай.
  • Мы те шапочку купим, зипун сошьем,
  • Зипун сошьем, боронить сошлем
  • В чистые поля, в зелены луга».
  • «..Пастушок, пастушок
  • Заиграй в рожок.
  • Рано утром на заре – гони стадо к реке.
  • Идет Кузьма из кузницы,
  • Несет Кузьма два молота.
  • Тук, тук, тук!
  • Вот ударим разом вдруг:
  • Для всех людей,
  • Накуем гвоздей!

Для девочек:

  • Аленка-малёнка, шустра, быстра:
  • Грибов насобирала, носок довязала,
  • Сарафан дошила, воды наносила.
  • Везде поспела – в охотку ей дело.
  • Наша-то хозяюшка
  • Сметлива была,
  • Всем в избе работушку
  • К праздничку дала:
  • Чашечку собачка моет языком,
  • Мышка собирает крошки под окном,
  • По столу котище лапою скребёт,
  • Половичку курочка веничком метёт.

От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.

  • Пошла Маня на базар,
  • Принесла домой товар:
  • Родной матушке – платок,
  • Братьям-соколам –
  • По козлиным сапогам,
  • Сестрицам-лебедицам –
  • Да по новым рукавицам.
  • Баю баюшки, бай бай,
  • Глазки, Маша, закрывай.
  • Я тебя качаю,
  • Тебя величаю.
  • Будь счастлива, будь умна,
  • При народе будь скромна.
  • Спи дочка, до вечера,
  • Тебе делать нечего!

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания, в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы  быта, обычаями и трудом  мужчин и женщин.

Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы».

По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.

Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.

Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется

представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных такие, как «», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.

Таким образом, как видно из вышесказанного народный фольклор является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной: чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.

Подготовила: Панькова Е.И., педагог-психолог МБДОУ № 205